Секта манихеев, родственная гностикам и маркионитам, имела множество последователей на Востоке, в Африке и в Италии, подвергаясь одинаково суровому гонению от язычников и христиан. Основателем манихейства был Мани (216 – 273 или 276), маг, изгнанный при Сасанидах из Персии, человек очень даровитый, ученый, много путешествовавший. Он задумал преобразовать все те религии, с какими ознакомился, и соединить их в одну. Он говорил христианам, что он – тот «Утешитель», Параклет, о котором говорил Христос. Отвергнутый христианами, Мани вернулся в Персию, приобрел себе большое уважение у царя и народа. Но зороастрийские жрецы (маги) отвергали его. Основатель манихейства вел с ними борьбу (временами удачную) и наконец после торжественного диспута с ними при шахе Бахраме I был объявлен лжеучителем и распят на кресте. С него содрали кожу, набили ее соломой и повесили на воротах персидской столицы в устрашающий пример его последователям. Манихейство было смесью персидской религии с христианским гносисом и основной своей идеей имело представление о двух противоположных началах, добром и злом, ведущих между собою борьбу в природе и в душе человека.

Манихеи

Казнь Мани. Миниатюра из рукописи «Шахнаме» Фирдоуси, XIV век

 

По учению манихеев, от вечности существуют два начала, независимые друг от друга, враждебные одно другому: Бог в царстве света и Демон в царстве мрака. Но в царстве мрака никогда не было спокойствия и согласия. Злые силы постоянно вели между собою злобную борьбу и наконец в своих тревожных передвижениях донеслись до границы своего царства и увидели царство света во всем блеске его. Прекратив вражду между собою, они соединились на борьбу против царства света. Для борьбы с ними, учит манихейство, Бог создал первого человека из вечного света и дал ему пять чистых стихий: свет, огонь, воздух, воду, землю. Он был побежден, и хотя сам спасся, но часть его света была увлечена силами зла в царство мрака. Для того, чтоб этот свет избавился от плена, бог через посредство «Матери жизни» создал видимую вселенную, в которой похищенный мраком свет составляет жизненное начало, душу вселенной и ожидает избавления себе от плена.

Чтобы совершить это избавление, от бога произошли два новых светлых существа: Христос и Святой Дух. Христос или Митра, по утверждению манихеев, живет на солнце и на луне, а Святой Дух – в эфире, распространяющемся над вселенной. Они привлекают к себе силы света, погруженные в материальном мире, и возводят их обратно в царство вечного света. Чтобы удержать в материи заключенные в ней силы света, демоны создали новое существо – нынешнего человека, по образу первого. Согласно манихейскому учению в человеческом сердце повторяется великая борьба между царством света и царством тьмы, так что в человеке соединяются оба противоположных царства. Человеческая душа свободна и по своему существу принадлежит царству света. Но соблазны материи и обольщения Демона держат ее в оковах тьмы. Таким образом, в язычестве и в иудействе «сын вечного света» был связан узами материи, был «Иисусом Страждущим».

Чтобы дело избавления совершилось быстрее, Христос, сидящий на престоле по правую сторону светлого бога, покинул свой небесный престол и явился на земле, облеченный призраком тела. Его страдания и смерть на кресте, говорит манихейство, были только кажущимися. Это был символ того страдания, в котором находится свет, разлитый по всей природе, связанный узами материи. Он разлит в природе повсюду, но особенно в растительном царстве, и повсюду страдает. Христос своим учением начал избавление света, привлекая его к себе, так что спасение мира действительно исходит от креста, сияющего светом – в этом, по мнению манихейства, христиане правы. Но апостолы поняли учение Христа в своем иудейском смысле, и оно изложено ими неудовлетворительно. Поэтому для довершения победы света явился Мани – обещанный самим Христом «Утешитель». Чистая истина изложена только в манихейских книгах. В конце существования видимой вселенной свет совершенно освободится из царства мрака, и тогда злые силы снова будут враждовать между собой.

Приверженцы манихейства делилась на два класса людей: лишь «избранные» или «совершенные» знали тайный смысл учения и были обязаны соблюдать строжайшее воздержание: не вступали в брак, не ели мяса, не пили вина. Другой класс составляли у манихеев «слушающие» (катехумены), продолжавшие вести обыкновенный образ жизни и, по заступничеству «совершенных», получавшие прощение за свои греховные материальные занятия и удовольствия. В вознаграждение за молитвы «совершенных» они давали им приношения, главным образом состоявшие из оливок; эти плоды, дающие масло, которое употребляется на освещение, считались светлыми плодами и составляли главную пищу манихейского духовенства. Материя, по учению манихеев, – вместилище зла; поэтому они считали недостаточным, чтобы человек владычествовал над своим телом, и считали нужным умерщвлять плоть. Важнейшими заповедями манихейской морали были подвиги аскетизма. Они праздновали воскресный день постом. День смерти Мани был главным их праздником и назывался праздником кафедры (Bema).

Учение о примирении, о победе света над мраком, добра над злом, составлявшее сущность манихейства, привлекало к нему умы в продолжение двух столетий. С одинаковой ненавистью преследуемое христианами и магами, собственно манихейство погибло близ пределов христианской Византии в VI веке. Но вскоре оно стало государственной религией могущественного Уйгурского каганата в Центральной Азии. В Европе видоизменённые идеи манихейства возродили богомилы, катары и другие крайние секты средних веков. Крайний религиозный фанатизм, тяга разделять церковь на самовластную аристократию «вождей» и бессловесное, покорное стадо верующих были двумя чертами, резко отделявшими манихеев от христианства, и основательной причиной для неприязни второго к первым.