По преданию, последний правитель первой китайской династии Ся отличался необыкновенной жестокостью, чем восстановил против себя вождей подвластных племен. Предводитель племени шан, носивший имя Тан, восстал против тирана, сверг его и объединил Поднебесную под своей властью. Его стали называть Чэн Тан («Тан-Созидатель»). Он основал (XVII в. до н. э.) новую династию Шан.

 

Природа и население Древнего Китая

 

Впоследствии она получила и другое название – Инь. По свидетельству историка Сыма Цяня, племя шан неоднократно перемещалось по Среднекитайской равнине. Последнее переселение шанцев произошло при правителе Пань Гэне в XIV в. до н. э., когда центром шанской территории стал район современного Аньяна. Здесь была основана столица – Великий Город Шан. От этого второго периода истории Шан-Инь, датируемого XIV – XI веками до н. э., до нас дошли не только археологические памятники, но и многочисленные эпиграфические источники.

Многие черты материальной культуры шан-иньского времени указывают на ее генетические связи с неолитическими племенами, населявшими бассейн Хуанхэ в III тысячелетии до н. э. На протяжении нескольких столетий мало изменились приёмы земледелия и сельскохозяйственные орудия. Основным копательным инструментом оставался деревянный заступ – двузубая палка с поперечной перекладиной. Однако эпоха Шан-Инь отмечена по крайней мере тремя важнейшими достижениями: употреблением бронзы, возникновением городов и появлением письменности.

Карта Древнего Китая

Китай с древнейших времён до конца V в. до н. э. Карта

 

Древнейшие следы бронзолитейного производства прослежены в поселениях типа Эрлитоу (первая половина II тысячелетия до н. э.). В позднем государстве Инь были известны приемы обогащения медной руды, рецепты сплавов меди и олова, а для литья использовались высококачественные глиняные формы. Однако достижения техники того времени почти не затронули основную сферу общественного производства – земледелие. Бронза применялась в эпоху Инь преимущественно в двух областях – для производства оружия и ритуальных сосудов для жертвоприношений.

В иньское время стали возводить глинобитные стены, которыми окружали крупные поселения – места сосредоточения ремесел. Их можно считать городами. Городская стена раннеиньской столицы имела основание не менее 6 метров толщиной. Такая стена надежно защищала жителей города во время военных действий. (См. также Архитектура Древнего Китая.)

Как показали раскопки июньской столицы близ города Аньяна, на территории города размещались многочисленные дворцы и храмы на глинобитных платформах. Они поддерживались мощными колоннами на каменных или бронзовых основаниях. Сеть отводящих каналов служила для стока излишней влаги в случае дождей или паводков. Внути городской стены размещались мастерские – литейные, косторезные, гончарные и т. д.

Указанием на вступление древнекитайского общества в новую эпоху является и появление письменности. (См. Письменность Древнего Китая.)

Дошедшие до нас образцы иньской письменности – древнейшие надписи на территории Восточной Азии. Они представлены гадательными текстами на костях животных и панцирях черепах. Однако несомненно, что в иньское время широко использовались и другие материалы для письма, в частности деревянные планки. При дворе иньского правителя существовала, например, должность «цзоцэ» (букв, «изготавливающий деревянные планки для письма»).

Благодаря дешифровке надписей XIV – XI вв. до н. э. можно судить о многих важных сторонах жизни иньского общества.