Кроме земель, занятых полноправными спартанцами, в Лаконике существовали обширные угодья, принадлежавшие их свободным союзникам – периэкам (в переводе с греческого – «живущие вокруг»). Периэки жили по всему спартанскому государству городами и селами, которых было около ста; в некоторых из их городов жили и спартанцы. Периэки были люди свободные, а не крепостные, как илоты. Они владели землями, пользовались правом гражданства в своих поселениях, то есть, имели голос в управлении местными делами своих общин; могли участвовать в государственных праздниках и играх; и вообще спартанцы обращались с периэками гораздо мягче, нежели с илотами. Но в управлении спартанским государством периэки не имели никакого участия. Народное собрание в нём составляли только спартанцы, периэки не были полноправными гражданами и не были так защищены законами от произвола правителей, как спартанцы. Спартанские эфоры могли казнить периэка без формальностей уголовного процесса.

В отличие от спартанцев-дорийцев, большинство периэков были ахейцами; но были между ними и люди других племен (лелеги). Они были покорены спартанцами в разные времена, при разных обстоятельствах; потому их права были неодинаковы. Спартанская политика по отношению к периэкам напоминала римский принцип «разделяй и властвуй». Но все периэки были обязаны платить подати; величина податей простиралась у некоторых до половины продукта их земель; кроме того они обязаны были служить и в войске и во флоте. Политических прав периэки не имели; их общины были подчинены надзору спартанских окружных начальников и судей (гармостов), а в больших общинах, вероятно, и общинными делами управляли жившие там дорийцы. Но все-таки периэки имели довольно много прав, так что их положение было сносно. Они владели землями по склонам хребта Тайгета; уступы гор были выровнены террасами, обращены в нивы; были там и виноградники. Некоторые периэки сами возделывали свои земли, у других были рабы (однако невольники спартанского государства – илоты – не отдавались им в работу).

В руках периэков была почти вся промышленность, вся торговля Древней Спарты, потому что спартиаты-дорийцы чуждались этих занятий, как унизительных для благородных воинов. Мореходство тоже было почти все в руках периэков. На Кифере и в приморских городах торговля имела довольно обширные размеры. Многие изделия лаконских ремесленников пользовались хорошею известностью и шли за границу; например, кубки, телеги, оружие, обувь, плащи. Были между периэками даже знаменитые литейщики и ваятели. Вообще, хотя периэки жили под довольно стеснительным надзором спартанцев, но их положение не было дурно, как видим уж из того одного, что они всегда были искренно преданы дорийскому правительству: даже в те времена, когда были удобные случаи для восстания, периэки никогда не присоединялись к мятежам илотов. Но спартанская политика была недоверчивая, стеснительная. Спартанцы опасались широкого развития торговли и промышленности и противодействовали ему; это вредно отражалось на периэках. Бедный вид их сел и городов показывал, что без гражданской самостоятельности невозможно и материальное благосостояние.

Илоты были рабы спартанского государства; периэки были люди свободные, но не имевшие политических прав; они были подданные государства, а не граждане его. Гражданами государства были исключительно спартанцы, дорийцы, военное сословие, владычествовавшее над остальным населением. Название лакедемонян обозначало в собственном смысле слова только периэков. Но когда говорилось о делах, не относившихся к разнице происхождения и прав, и особенно, когда говорилось о войне, слово лакедемоняне употреблялось и в более широком смысле, означало все свободное население государства. По происхождению и воспитанию, образу жизни, привилегированному положение, спартанцы составляли замкнутую аристократию. Они не вступали в брачные связи с периэками и лишь в очень редких случаях принимали в свое сословие иностранцев или периэков, в награду за услуги государству. С аристократическим презрением они чуждались всяких занятий, кроме государственной, административной, судебной деятельности, войны, охоты, военных упражнений. Между ними были люди, далеко превосходившие массу своего сословия богатством, образованностью, заслугами; но по отношению к илотам, периэкам и всем «неполноправными («гипомейонам») все спартанцы были «равные» (гомейи, homoioi), и уже по манерам, одежде, образу жизни каждого из них было видно, что он член привилегированного сословия.