Привилегированное положение гражданина Древней Спарты спартанского обусловливалось не одной только принадлежностью к господствующему дорийскому племени. Этого было ещё недостаточно: он должен был удовлетворять требованиям военного образа жизни, быть человеком спартанского военного воспитания (agoge). Закон и обычай установили формы этого военного воспитания, чья дисциплина охватывала всю жизнь спартанца от раннего детства до старости и делала его служителем государственных интересов. Дорийцы, вторгнувшись в Лаконику, завоевали её. Силой оружия они покорили себе население гораздо более многочисленное, чем их племя, и поддерживать своё владычества приходилось им силой оружия. Потому военное ремесло должно было оставаться их профессией. Жизнь их должна была навсегда сохранить военный характер, чтобы, как сказал им дельфийский оракул, «мужеством и единодушием поддерживалась их достославная свобода». Главной заботой спартанского государства было делать дорийцев сильным и отважными воинами. Это и достигалось особой системой воспитания.

 

Спартанское воспитание мальчиков

По словами Плутарха, спартанцы бросали в пропасть Тайгетского хребта младенцев, родившихся слабыми или неправильно сложенными. Это преувеличенное предание, скорее, надо понимать в том смысле, что они выбрасывали таких малюток из дорийского племени, отдавали их периэкам. Здоровые мальчики, по достижении шестилетнего возраста, были переводимы из родительского дома в общественные спартанские воспитательные дома, которыми управлял начальник, называвшийся педономом. Он делил мальчиков на отряды (агелы – буквально «стада»). Воспитание в этих домах было военное, дисциплина в них была строгая. Целью спартанского воспитания было подготовить воспитанников к службе в армии, сделать их способными к перенесению трудностей и лишений, с которыми соединена походная и лагерная жизнь, развить в них физическую силу и крепкое здоровье. Поэтому главным занятием мальчиков и подрастающих юношей в этих воспитательных домах были гимнастические и военные упражнения: бег, борьба, прыжки, бросание диска, метание копья, приобретение искусства владеть оружием, военные маневры.

Упражнения происходили под открытым небом и в ненастье и в холод. Воспитанники ходили босые, хотя грунт земли в Спарте был каменистый; волоса у них были острижены коротко, голова оставалась и под дождем и в холод непокрытою; теплой одежды им не давали; они спали на сене, соломе или камыше, который ломали для себя сами на берегах Эврота. За всякий проступок, всякую небрежность их строго наказывали палками или бичами; педонома всегда сопровождали служители с бичами в руках. Спартанцы полагали, что чем строже воспитание, тем лучше. Пища воспитанников была грубая. Твердость характера мальчиков испытывалась жестоким бичеванием, которому каждый год подвергали их у жертвенника Артемиды Орфийской, и были юноши, без стона умиравшие под бичами – к такому терпению были приучены эти «победители в испытании при жертвеннике». Развивая гимнастикой физические силы мальчиков и юношей, спартанские воспитатели строго учили быть скромными, почтительными к старшим, послушными.

Спартанцы даже и в позднейшие времена мало ценили умственное образование. По их мнению, важно было только уменье понимать и ловко вести житейские дела, приобретаемое опытностью и разговорами с опытными людьми, и уменье выражать свои мысли коротко и сильно; к этому и приучало их воспитание. Спартанцы были изворотливы, хитры, славились искусством давать ловкие ответы, говорить ясно, сильно и коротко, «лаконически». Они были люди практической жизни, воины, потому для них дороже образованности были находчивость и привычка сохранять присутствие духа. Важнейшим умственным достоинством спартанца, военного человека, было искусство быстро сообразить суть дела и без колебаний, не теряя времени, действовать как надо. Жизнь сердца и воображения была у них мало развита.

По достижении 18 лет спартанские мальчики выпускались из воспитательных заведений и получали право носить длинные волосы, не брить бороду. Они теперь назывались меллиренами (будущими юношами), должны были заниматься военными упражнениями и учиться партизанской войне. Меллиренами они оставались до 20 лет; с 20 лет поступали в разряд иренов (юношей) и оставались в нем до 30 лет. Спартанцы-ирены все еще находились под надзором воспитателей и продолжали обучаться военному делу. Из числа их были выбираемы 300 всадников, находившихся в мирное время на службе при эфорах, а на войне составлявших свиту царей. Из дослуживших в этом отряде до 30 лет эфоры выбирали людей, которых посылали исполнять свои распоряжения; эти люди назывались агафоэргами (доброделами); их было пять.

Одним из важнейших средств давать должное воспитание подрастающему поколению спартанцы считали то, чтобы мальчики и юноши имели опытных друзей, были соединены чувствами личной преданности с людьми солидных лет, потому каждый спартанец зрелого возраста постоянно имел при себе мальчика или юношу. Эта близкая дружба могла иногда быть соединена с извращением полового чувства; но вообще мотивом её было желание старших помогать развитию гражданских и военных доблестей в молодом поколении. Если же старший друг позволял себе вступать в порочные сношения к молодому другу, то это считалось постыдным преступлением, и он подвергался презрению.

 

Спартанское воспитание девушек

Из рассказа Плутарха мы видим, что спартанское воспитание девушек велось в таком же духе, как воспитание юношей. Места гимнастических упражнений девушек были, вероятно, отдельные от мужских. Но были публичные состязания и игры, на которых юноши выказывали свое искусство при девушках и наоборот; вероятно, на этих праздниках спартанские юноши и слышали от девушек те похвалы или насмешки, которые, как говорят древние писатели; очень сильно возбуждали их усердие заниматься гимнастикой. Но при всей свободе отношений между девушками и юношами, спартанское воспитание обеспечивало безукоризненную нравственность девушек. Отношения спартанцев к спартанским женщинам и девушкам славившимся и красотою, и цветущим здоровьем, имели рыцарский характер. Форма брака имела вид похищения невесты, и был обычай, что в первое время супружества муж должен видеться с женой лишь украдкой; это придавало отношениям молодых супругов романическую прелесть. Брак у спартанцев имел своей целью давать государству крепких телом будущих граждан и гражданок. Обычай видеться с женою в первое время брака лишь украдкой, конечно, был полезен тому, чтобы дети родились крепкими; потому что удерживал молодых супругов от излишества в чувственном наслаждении, предохранял их силы от изнурения. Нередко случалось, что жена, уж родившая детей, всё ещё виделась с мужем лишь украдкой. Положение женщины было в Спарте свободнее и почётнее, чем в остальной Греции. С детства привыкнув благодаря соответствующему воспитанию чувствовать себя гражданками и принимать живое участие в общественных делах, они разделяли политические интересы мужчин, их патриотизм; симпатизировали их воинственности, их образу жизни, и потому пользовались их уважением. Другие греки говорили даже, что в Спарте владычествуют женщины. Но при всей свободе своего положения, спартанки в старые времена славились своими хорошими хозяйственными качествами и своей супружескою верностью.