Жители греческой области Локриды, выселившиеся в Италию на рубеже VIII-VII вв. до Р. Х., основали там колонию Локры Эпизефирские. Большинство переселенцев принадлежало к низшему классу, бежавшему с родины от притеснений аристократов. Среди них было немало буянов и смутьянов. В новой итальянской колонии к локрийцам присоединились и другие греческие эмигранты. Такое смешанное население, без общих юридических обычаев, нуждалось в выработке хорошего законодательства.

По совету Дельфийского оракула колонисты поручили (около 660 г. до Р. Х.) составить законы для них Залевку. По одному преданию, Залевк был человек низкого происхождения, раб-пастух, освобожденный локрийцами. По другой легенде, он был человек старинного, знатного рода. Его законы, о которых дошли до нас лишь смутные предания, были первыми письменными законами греков. (Легендарные законы Ликурга в Спарте никогда не записывались, а передавались изустно.) Жители Локр Эпизефирских дали Залевку сан айсимнета (посредника, устроителя государства). Залевк установил строгие, но мудрые и справедливые законы, с точностью определявшие права каждого сословия, приучавшие граждан к богобоязненности, добродетели, чистоте нравов, сурово наказывавшие всякое нарушение тишины и порядка, обуздывавшие буйное население Локр и пробуждавшие в нем чувство чести.

Залевк

Залевк. Иллюстрация XVI века

 

По законам Залевка, правительственная и судебная власть была вручена собранию тысячи граждан, имевших определенный имущественный ценз. Председателем этого собрания был правитель города, назначаемый из людей знатного сословия; сан жрицы, «девы чашеносицы» (носившей жертвенную чашу в религиозных процессиях) также могла занимать только девушка аристократического сословия. Дела о войне и мире, о союзах с другими государствами решало собрание всех граждан. Залевк ввёл должность сановников, обязанных наблюдать за общественным порядком и за нравственностью. Граждане были обязаны чтить богов: «Каждый, – говорил Залевк, – должен чтить богов, подателей благ людям, и сохранять душу чистою от зла, потому что боги требуют не жертвоприношений, не подарков, как дурные люди, а чистой нравственности и добрых дел». Вражда и мщение были строго воспрещены. Люди дурного характера не могли назначаться ни на какие должности.

С особенною заботливостью старался Залевк устранить роскошь и изнеженность, которым локрийцы, имевшие плодородную землю, могли легко предаться по примеру соседних колоний. Женщины, по законам Залевка, были обязаны носить одежду только белого цвета, не носить пурпурных или вышитых золотом одежд, не носить дорогих уборов; закон повелевал, что когда женщина идет по улице, она может иметь при себе только одну рабыню, двух или больше – не может. Мужчины, согласно предписаниям Залевка, не могли носить ни золотых колец, ни милетских одежд, и не смели пить вина, неразбавленного водою. Наказания имели характер возмездия: око за око, зуб за зуб! Продажа земельных участков была запрещена; были постановлены и другие правила для упрочения семейного быта, для охранения чистоты нравов.

Чтобы внушить уважение к законам, Залевк установил, что желающий предложить правительственному собранию тысячи граждан какую-нибудь перемену в законодательстве, должен говорить с петлею на шее, и если его предложение не будет принято большинством собрания, то он должен быть задушен этою петлею.

Младшим современником Залевка был другой знаменитый древнегреческий законодатель - Харонд. Как и Залевк, он тоже действовал в эллинских колониях Италии.