Терпандр (ок. середины VII в. до Р. Х.) – великий древнегреческий поэт и композитор, реформатор поэтического и музыкального искусства Эллады раннего периода.

Элегия и ямбы предшествовали у древних греков лирике в тесном смысле слова, – той поэзии, произведения которой предназначены для пения с аккомпанементом музыки. Эпические песни, элегии и ямбы исполнялись обычно под звуки кифары или флейты; но музыка служила тут лишь для оживления декламации, лишь для того, чтобы придавать ей некоторое разнообразие, возбуждать внимание слушателей. В ином отношении находилась музыка к тем песням, которые предназначены были действовать на чувства, на страсти с такою силою, что спокойное исполнение не соответствовало их содержанию, требовавшему пения с аккомпанементом музыкального инструмента. Повышения и понижения голоса соединялись в них с ритмом, живость ощущений делала необходимыми частые паузы. Потому в лирической поэзии развилось большое разнообразие размеров стиха и форм сочетания стихов в строфы; а это естественно вело к соединению пения с танцами; потому существенными качествами греческой лирики в тесном смысле слова были: разнообразие размеров стиха, разнообразие строф и ритм, удобный для пения и танцев. Лирика была у греков сочетанием поэзии и музыки; поэзии принадлежала в ней главная роль, музыка усиливала действие поэзии на воображение и чувство. Таким образом, лирика достигла высокого развития только тогда, когда разные виды мелодии были подведены под правила и разные виды гаммы получили систематическую точность. Это было сделано Терпандром Лесбосским.

С поэта Терпандра начинается новый период древнегреческой музыки. Одаренный творческим умом, Терпандр не порвал связей с прошлым, воспользовался всеми элементами его. Он собрал мелодии европейской Греции и Малой Азии, подвел их под общие законы и соединил в прекрасное гармоническое целое. Он родился на острове Лесбос, в маленьком городе Антиссе, стоявшем у той рощи, где, по преданию, была погребена принесенная волнами на лесбосский берег голова Орфея, и соловьи которой пели так прекрасно, как нигде. Но главным местом деятельности Терпандра была европейская Греция. По преданию, он ввел музыкальные состязания на карнейском празднике в Спарте и одержал победу в них. Утверждают также, что он (в середине VII века) четыре раза сряду одержал победу над своими соперниками в пифийских играх.

Одним из знаменитейших изобретений Терпандра была новая кифара. До него употребляли кифару с четырьмя струнами (тетрахорд). Терпандр ввел в употребление гептахорд, семиструнную кифару, объем которой составлял октаву (диапазон); это дало возможность сопровождать музыкальным аккомпанементом мелодии, более чем прежде разнообразные, и придать строфам песен многосложный формы. Терпандру также приписывают точное установление разных видов греческой гаммы, основанных на интервалах между четырьмя тонами тетрахорда: гаммы диатонической и гаммы хроматической, и точное определение разных видов гармонии. Семиструнная кифара Терпандра с простыми интервалами своих тонов приобрела господствующее положение в греческой музыке. Песни и мелодии песен у Терпандра имели спокойный и сильный характер, вызывавший возвышенное настроение души: грубые порывы страстей были изгнаны им из пения и музыки.

Кифара

Древнегреческий поэт с кифарой. Краснофигурная амфора V в. до Р. Х.

 

В европейской Греции до Терпандра был известен, по всей вероятности, только один вид мелодии, дорийский, серьезный и торжественный сообразно характеру дорийских нравов, и предназначенный к возбуждению спокойного, мужественного настроения души. Лесбосские композиторы, важнейшим из которых был Терпандр, перенесли в Грецию малоазийские виды мелодии: фригийский и лидийский. Пение этих мелодий, сопровождаемое звонкой музыкой флейт и свирелей, волновало душу, возбуждало в ней страстные порывы или нежные чувства. Сначала греки смеялись над иноземными мелодиями, но скоро полюбили их и стали употреблять на религиозных праздниках. Впоследствии времени к этим трем видам мелодии присоединились ионийский, выражавший кроткие и печальные чувства, и эолийский, бурный и страстный.

Терпандр установил систематические отношения между разными видами мелодии и подвел их под законы простых напевов (номов) народных песен. Он ввел употребление знаков, соответствующих нашим нотам. Терпандр слагал свои музыкальные произведения, кажется, только для кифары. Флейте важное музыкальное значение дал фригийский композитор Олимп (между 620 и 600 гг.), из фамилии певцов, считавшей своим предком мифического певца и флейтиста, ими которого было тоже Олимп. Этот фригиец, переселившийся в Грецию вероятно вскоре после Терпандра, ввел в употребление третью гамму, энгармоническую, которая считалась столько же эффектной, сколько трудной. Предание говорит, что Олимп в первый раз играл на флейте лидийскую мелодию в Дельфах и что темою этой мелодии была печаль о смерти Пифона. Греки говорят, что он писал мелодии очень разнообразного размера и что характером их была восторженная, бурная страстность. Кажется, что он не был одновременно композитором и поэтом как Терпандр, а только композитором. Оба эти музыканта известны нам лишь по туманным преданиям.

Подобно Терпандру и Олимпу остается полумифическим лицом и третий великий композитор Фалет (ок. 620 г., 40-я Олимпиада), уроженец критского города Гортина. Он был приглашен в Спарту содействовать своими возвышенными мелодиями успокоению государства, расстроенного раздорами. Позже возникла легенда, что его привез с собою с Крита Ликург и пользовался его поддержкою при установлении своих законов; но это – анахронизм. Фалет обогатил и усовершенствовал музыку Терпандра; он ввел в обрядах служения Аполлону новый род песен, гипорхему; она отличалась от пеана, имевшего сдержанный и серьезный характер, своею живостью, легкостью, и с нею были соединены танцы; таким образом, религиозные праздники получили более разнообразия. Введенный Фалетом веселый танец, подражавший движениям борьбы и панкратиона, сделался любимым зрелищем спартанцев. Этот танец, дававший юношам возможность вполне выказать свою ловкость и силу, исполнялся на празднике гимнопедий; музыка его была очень живая. Фалет усовершенствовал и пирриху, военный танец, заимствованный греками континентальной Эллады из шумных, военных плясок куретских жрецов культа Зевса на Крите. Песни этого танца, исполнявшиеся с аккомпанементом флейты, имели быстрый размер, получивший от них свое название.

Терпандр, Олимп и Фалет дали греческой музыке тот характер, который сделался национальным греческим. Музыка и танцы, исполнявшиеся под звуки оркестра, составляли у греков очень важную часть богослужения и были предметами преподавания в общественных школах; а правительство, заведовавшее богослужением и школами, внимательно следило за тем, чтобы не искажались нововведениями наследованные от отцов богослужебные обряды; потому круг деятельности композиторов позднейшего времени был очень тесный. Они должны были держаться предписанных форм; им предоставлялась свобода только в границах этих форм. Богослужебная музыка в Спарте навсегда осталась при строгом стиле Терпандра и его семиструнной кифаре. Когда Фринид лесбосский принес для игры при богослужении девятиструнную кифару, эфоры срезали с неё две струны.