Анк Марций

Анк Марций

Анк Марций – четвертый царь Рима

Анк Марций (639–616 до Р. Х.), которого легенда называет сыном дочери Нумы, не подражал войнолюбивым Ромулу и Туллу Гостилию, а пошел путем своего мирного деда, восстановил религиозные обряды в их прежней чистоте и снова приучил народ к благочестивой жизни, к мирным занятиям земледелием и скотоводством. Анк Марций поручил одному верховному жрецу собрать все предписания Нумы о религии и выставить их публично. Но воинственные соседи нарушали мир его царствования. Латины, считая его миролюбие слабостью, вошли в римские владения и стали опустошать их. Анк Марций пошел на них, завоевал несколько латинских городов; жителей этих городов он переселил в Рим на Авентинский холм, который вместе с Мурцийской долиной присоединен был тогда к составу города. Счастливыми войнами со всеми соседями Анк Марций расширил границы государства; на западе они дошли до моря, и он построил в устье Тибра гавань Остию. В Риме он построил через Тибр мост на сваях, укрепил холм Януса (Яникул), на северном берегу реки, для охранения свободы судоходства по ней.

При увеличении числа жителей от новых переселений, общественный порядок стал подвергаться более частым нарушениям, чем прежде, и Анк Марций построил темницу для обуздания беззаконий. Эта темница была построена над вырубленными в скале Капитолийского холма подвалами, которые уцелели до сих пор. Правда, сооружение этих подвалов, приписываемое одними известиями Анку Марцию, другими приписывается шестому царю Рима, Сервию Туллию. Позже это подземное сооружение называлось водоемом Туллия (Tullianum) – как кажется, потому что римляне следующих столетий считали строителем подвалов Сервия Туллия.

 

Правда и вымысел в легендарных сведениях о Тулле Гостилии и Анке Марции

Третий царь Рима Тулл Гостилий походит на первого, Ромула, а четвёртый Анк Марций – на второго, Нуму. Легенда выставляет на вид это сходство, ставя третьего царя Рима в родство с первым, четвертого со вторым; очевидно, что мы еще остаемся на почве вымысла; но личности третьего и четвертого царей менее мифичны, чем Ромул и Нума Помпилий. Две пары римских царей олицетворяют собой и два главных национальных элемента первоначального Рима. Ромул, латинянин, считается основателем города и создателем первых политических учреждений. Совершенно так же действует латинянин Тулл Гостилий. Напротив, Нума Помпилий, сабинянин, обосновывает и укрепляет государство своими религиозными учреждениями; по его следам идет и внук его Анк Марций.

Кажется, что в преданиях о Тулле Гостилии и Анке Марции единственными историческими фактами должно считать разрушение Альба-Лонги и увеличение числа жителей Рима новыми переселенцами. Многие из ученых сомневаются в том, что Альба-Лонга была разрушена римлянами; они полагают, что народ, считавший Альба-Лонгу своею метрополиею, не захотел бы поступить с нею так; притом Рим и не мог иметь такого могущества, чтобы победить Альба-Лонгу. Историк Нибур думает, что этот город разрушили латины, восставшие против его владычества над латинским союзом, и что жители его бежали в Рим. Вероятно, из них составилась третья триба старинного Рима, триба луцеров.

 

Возникновение сословия плебеев при Анке Марции

Предание говорит, что при Анке Марции возникло сословие плебеев. Завоевав латинские города Подиториум, Телленэ, Фикану и Медуллию, Анк Марций перевёл их жителей в Рим и поселил их на Авентине. Они и составили начало римского плебса.

Мы не имеем причин сомневаться в том, что Рим завоевал тогда землю по левому берегу Тибра до моря, сделался важным торговым центром, стал вести торговлю и на море, что некоторые из старинных латинских городов были тогда разрушены, что часть их жителей была переселена в Рим, другая была оставлена на прежних местах в положении римских данников.

Первые четыре царя Рима обозначают ещё и периоды, когда выступили разные составные части римского народа. Ромул и Нума представляют собою рамнов и тициев; при Тулле к этому населению прибавляются луцеры, а при Анке Марции – плебеи. Первыми плебеями было окрестное население латинских городов на левом берегу Тибра до моря, которые, по преданию, были завоеваны и разрушены Анком Марцием. Сказание свидетельствует о расселении их на Авентине потому, что эта гора впоследствии была местом жительства плебеев. В действительности мы должны представить себе плебеев преимущественно как земледельцев этой местности, как свободных людей со свободной землей, но без участия в управлении, без права голоса в народных собраниях (jus suffragii) и без права на государственные должности (jus honorum), без коннубия (права на законные бракосочетания с полноправными гражданами) и без участия в богослужебных отправлениях старых граждан. Плебеи составляли общину полуграждан, подчиненных полноправным гражданам, или патрициям, без обыкновенных государственных прав, но обязанных военной и поземельной податью. От них отличались клиенты (наследственные домочадцы) – часть древнейшего римского населения, тесно связанная с патрициями, распределенная между отдельными патрицианскими родами и состоявшая под их особым покровительством. Патриций в качестве патрона, подобно отцу, должен был замещать своего клиента пред судом и в других общественных актах, а клиенты за это были обязаны известной службой патрону. Уже после эпохи Анка Марция клиенты слились с плебеями, и многие из последних тоже стали клиентами патрициев.

 

Статьи и книге об Анке Марции

Тит Ливий. История от основания города



© Авторское право на эту статью «Анк Марций» принадлежит владельцу сайта «Русская историческая библиотека». Её электронное и бумажное копирование без согласия правообладателя запрещено!