С установлением принципата Августа началась эпоха римской империи – единоличного правления с опорой на военную силу. Одновременно возникла и аристократическая сенатская оппозиция монархизму, в среде которой распространилась стоическая философия с ее проповедью нравственного совершенствования личности, вырабатывающего выдержку и умеренность, презрение к богатству и смерти. Эти взгляды и настроения характерны и для древнеримской литературы того периода. Модным становится так называемый новый стиль, характеризующийся обильным разнообразием риторических приемов, патетическим накалом, эффектным подбором слов и выражений, обилием сентенций. Стираются грани между прозой и поэзией: в прозу проникают поэтические средства, а в поэзию – ораторские. Появляются различные способы поэтического «убранства»: нагнетание впечатляющих метафор, эффектные сравнения, обилие антитез. В литературной жизни Рима наблюдается повышенный интерес к публичным чтениям (рецитациям) поэм и трагедий на мифологические темы.

 

Сенека. Биография. Слушать аудиокнигу

 

Одним из наиболее значительных писателей этого направления является Сенека.

Луций Анней Сенека (4 г. до н. э. – 65 г. н. э.) родился в Испании, в городе Кордуба (совр. Кордова), но вырос в Риме, где получил риторическое и философское образование. В годы правления императора Клавдия Сенека был воспитателем престолонаследника Нерона и одно время его главным наставником. После вступления Нерона на трон Сенека был обвинен в заговоре и принуждён покончить жизнь самоубийством. Сенека был представителем стоической школы философии, проповедовал строгую мораль и выдержку (см. трактат «О стойкости мудреца»), что послужило основой для многих положений христианства. Философские идеи Сенеки выразились не только в его философских сочинениях, но и в трактатах других литературных жанров. Таковы, например, его «Утешительные послания» и трагедии. Все трагедии Сенеки, кроме приписываемой ему «Октавии», написаны на греческие сюжеты («Медея», «Эдип», «Агамемнон», «Федра», «Фиест», «Безумствующий Геркулес», «Троянки», «Финикиянки», «Геркулес на Эте»), но в отличие от древнегреческих трагиков, верящих в творческие силы человека, Сенека рисует своих героев игрушкой в руках слепого рока. Центральные образы трагедий (Медея, Эдип, Федра) символизируют гибельность подчинения человека своим страстям.

Сенека

Луций Анней Сенека

 

Цель трагедий Сенеки – убедить в необходимости сдерживать страсти, овладевающие человеком: любовь и ненависть, стремление к могуществу и неограниченной власти. Сенека говорит о двух способах избежать тупика, к которому в конечном итоге приводят губительные страсти: 1) об удалении от роскоши, а также от власти и славы к «простой» трудовой жизни; 2) о смерти. Так, в трагедии «Медея» героиня Сенеки дает волю своим безумным страстям, доводящим ее до ужасного преступления – убийства собственных детей. Медея не может смириться с намерением своего супруга Ясона вступить в новый брак с дочерью коринфского царя Креусой. Уже в самом начале пьесы Медея произносит гневный монолог, насыщенный угрозами мести (ст. 128–171), в котором она предрешает исход трагедии: «Не медли более, злодейкой дом покинь, злодейством созданный» (ст. 54–55) или «во всем Креонт виновен: он разбил мой брак ... мать лишил детей» (ст. 143–144). Беда еще не совершилась: Медея, хотя и пылает страстью отомстить Ясону, но еще не совершила ничего плохого. Еще можно остановиться, можно побороть себя, удержаться от грядущих преступлений. И кормилица говорит такие слова:

 

«Безумная, оставь свои угрозы,
Смири свой дух мятежный: мы должны
К тяжелым временам приспособляться»
(ст. 202–204; пер. С. Соловьева).

 

Но, увы, Медея не принимает этого спасительного совета, она идет навстречу ужасным злодеяниям, находясь на поводу своих губительных страстей. В самом начале пьесы уже исход конфликта предрешен. Сенека в ходе трагедии всеми средствами подчеркивает ужас преступных деяний: умерщвление новой новобрачной при помощи напитанных колдовскими снадобьями даров Медеи и убийство детей. Такова пагубная сила страстей, если их не остановить! Слова кормилицы, обращенные к Медее, которая тогда еще не совершила страшных преступлений и поэтому имела возможность удержаться от них, не оказали влияния на Медею – она не могла сдержать свой гнев. И это ясно еще в начале трагедии. Исход событий предрешен. Задачей драматурга была впечатляющая демонстрация всего ужаса произошедшего, а главная цель Сенеки – в действенной пропаганде стоической морали, побуждающей людей сдерживать страсти.

В трагедиях Сенеки находит свое отражение жестокая эпоха Нерона: таковы многочисленные картины истязаний и убийств, описания злодейств и ужасов; зловещие гадания, подробности жертвоприношений и т. д. Осуждается чрезмерное властолюбие тиранов. Например, в трагедии Сенеки «Агамемнон» убийство царя его супругой Клитеместрой с помощью Эгисфа, соблазнившего ее в отсутствие мужа, представлено так, что напоминает обстоятельства смерти императора Клавдия при содействии его новой жены Агриппины.

Тема борьбы за власть нашла свое отражение в одной из самых страшных трагедий Сенеки – «Фиест», где коварный и жестокий Атрей, жаждущий мести брату Фиесту за соблазненную жену и похищение шкуры золотого барана, убивает сыновей Фиеста, кормит его их мясом, поит вином, смешанным с кровью детей. Для современного Сенеке Рима эта тема была злободневной, так как на римский престол претендовали два брата: Нерон и Британник. Шла жестокая борьба за власть, в итоге которой Британник был отравлен. Поэтому и герой трагедии Сенеки – Атрей, желая мести, вероломно заманивает низвергнутого с престола и изгнанного из города Фиеста обещаниями вернуть ему прежние милости. В словах Атрея отражена великая степень риска в борьбе за власть:

 

«...Он надеется
На мой престол – в надежде же Юпитеру
Пойдет навстречу, молнией грозящему,
Сойдет в пучину бурную, в Ливийский Сирт,
В надежде согласится с братом встретиться,
Хоть это злом считает худшим»
(ст. 289–294; пер. С. Ошерова).

 

В трагедиях Сенеки часто в борьбе за власть герои сознательно расплачиваются жизнью. Пьеса «Финикиянки» кончается словами: «За власть платить любую цену выгодно» (ст. 664). Проблема борьбы за власть в трагедиях Сенеки часто связана со стоическими взглядами о непреодолимости судьбы, которой подвластны и люди, и боги; эти мотивы перекликаются с трактовкой жизни и смерти. Ярким примером взаимосвязи этих мотивов является трагедия «Финикиянки», где сталкиваются в борьбе за власть в Фивах судьбы сыновей Эдипа – Этеокла и Полиника. Именно в этой пьесе звучат такие слова Эдипа:

 

«Нет никого, кто жизни бы не мог отнять,
И никого, кто смерть бы отнял»
(ст. 152–153; пер. С. Ошерова).

 

В трагедии Сенеки «Эдип» речь идет о праве на добровольную смерть, избавляющую от земных страданий. В трагедии же «Геркулес на Эте» прославляется стоическая смерть Геракла, мужественно переносящего страшные мучения.

Политическая направленность трагедий Сенеки тесно связана и с его позицией философа-стоика, и с его реальным участием в политической жизни Рима. Осуждая чрезмерное властолюбие тиранов, он не отвергает единовластия, а желает, чтобы правитель (носитель власти) соответствовал бы стоическому идеалу: был справедлив и гуманен, чуждался бы губительных страстей. Эти мысли, в частности, получили отражение в партии хора трагедии «Фиест»:

 

«Не богатство творит царя,
Не одежды пурпурные,
Не чела украшение,
Не дверей золоченых блеск,
Царь лишь тот, кто оставил страх,
Сердца помыслы злобного,
Кто ни жаждою почестей,
Не приязнью неверною
Черни не соблазняется»
(ст. 344–352; пер. С. Ошерова).

 

Продолжая эту мысль, Сенека рисует такие позитивные черты, необходимые правителю, какие вполне отвечают требованиям стоической философии: «царь тот ... кто достиг безопасности, кто глядит с высоты на все, сам навстречу идет судьбе» (ст. 365– 369; пер. С. Ошерова).

Трагедии Сенеки патетичны, они изобилуют различного рода аффектами. В них имеют место страх, гнев, страсть, изображение убийств, описание страданий и преступлений, картины колдовских действий и других ужасных жизненных ситуаций. Герои трагедий Сенеки – страстные натуры, произносящие длинные монологи, в которых каждая фраза наделена эффектными средствами художественной выразительности. Ведь трагедии были рассчитаны на декламацию, а не на сценическое исполнение. Именно этим объясняется большое число риторических украшений. Сенека считается создателем «нового» риторически декламационного стиля, который насыщен метафорами, антитезами, остроумными сентенциями, внешней пышностью лексики.

«Октавия» – единственный сохранившийся образец трагедии Сенеки на национально-римский сюжет (претекста). В этой трагедии говорится о горькой судьбе Октавии (дочери императора Клавдия), первой жены императора Нерона, сначала сосланной им на отдаленный остров в Тирренском море, а затем казненной. Трагедия приписывается Сенеке за стоический дух и тираноборческие идеи. Сенека же не мог ее написать, так как в ней предсказываются подробности последних дней жизни Нерона, а Нерон умер через три года после смерти Сенеки.

Порицание деспотизма и жестокости императоров нашло свое выражение в сатирическом произведении Сенеки, названном «Отыквление», где высмеивается обожествление императора Клавдия. Это произведение написано в духе «менипповой сатиры» (проза в сочетании со стихами). Само заглавие «Отыквление» уже содержало в себе язвительную издевку, так как расхожее переносное значение слова «тыква» обозначало пустую голову, т. е. глупца. Таким образом, «Отыквление» – это «Посвящение в дураки» в противовес «Обожествлению», на которое при жизни рассчитывал Клавдий. Первоначально (рассказывается в сатире Сенеки) он и был вознесен на небо, где боги «по заслугам» оценили его земную деятельность, а выступавший Август потребовал изгнания жестокого деспота с Олимпа. По дороге в преисподнюю Клавдий увидел свои земные похороны, на которых все ликовали: «Все веселы и довольны, народ римский разгуливал будто свободный». В преисподней над императором состоялся суд по его любимому методу, когда выслушивали только обвинителей. Клавдия осудили, долго обсуждали, какое для него отыщется наказание. «Решено было установить новую кару, измыслив ему труд тщетный» в виде какой-нибудь «бесцельной забавы».

Кроме трагедий Сенека является автором ряда философских трактатов и большого числа «Нравственных писем к Луцилию». Эти произведения характеризуются спокойным морализующим тоном, в них нашла свое оформление позиция философа стоика с идеалом внутреннего самосовершенствования личности. Но стоическая мораль, которую проповедовал Сенека, призывая к сдержанности и нравственному совершенствованию личности, не мешала ему деятельно участвовать в придворных интригах и окружать себя необыкновенной роскошью.

Трагедии Сенеки оказали влияние на развитие европейской драмы (на творчество Шекспира и на драматургов французского классицизма Корнеля и Расина). Выраженный в трагедиях Сенеки протест против тирании привлекает к себе внимание до настоящего времени.