Меньше всего военных забот у Карла Великого было на юго-западе, в Аквитании: его отец Пипин уже подавил там сопротивление, а за Пиренеями существовало арабское государство кордовских Омейядов, о разрушении которого франки не могли и помышлять. Вскоре после смерти Пипина аквитанцы предприняли последнее восстание, во главе которого стал вышедший из своего монастыря на острове Рэ, Гунальд, по всему вероятию, отец Вайфара. Карл легко подавил это восстание несмотря на то, что не получил никакой помощи от своего брата. Он построил на реке Дордони крепость Фронсак и поставил там гарнизон. С тех пор франкские герцоги спокойно управляли старинным аквитанским герцогством. Однако, в 778 году, Карл Великий счел нужным превратить это герцогство в королевство (присоединив к нему Готию или Септиманию), а в 780 году папа, по его просьбе, помазал в сан аквитанского короля его сына Людовика, которому было в то время три года. От имени Людовика стали управлять этим королевством Вильгельм, герцог Тулузы и септиманской марки, и святой Бенедикт Анианский, преобразовавший устройство монастырей на западе. Карл Великий принял эти меры, по всему вероятию, не столько потому, что желал удовлетворить стремление аквитанцев к самоуправлению, сколько потому, что желал возложить на своих наместников обязанность бороться с теми внешними врагами, которые находились далеко от центра его владений и против которых ему было бы трудно сосредоточивать все свои военные силы.

 

Карл Великий. История правления, завоеваний, реформ

 

Карл уже убедился в этом по собственному опыту во время большой экспедиции в Испанию в 778 году. Сарагосский эмир Гусейн аль-Абдари просил у него помощи против кордовского халифа Абд ар-Рахмана I; впрочем, мусульманские правители северной Испании беспрестанно вовлекались в восстания против своих государей. Карл Великий перешел за Пиренеи через Сен-Жан-Пье-де-Пор, завладел Памплоной (Пампелуной), соединил в Сарагосе свои силы с другой франкской армией, пришедшей через Руссильон, и восстановил владычество аль-Абдари. Когда он возвращался с этой войны домой, баски неожиданно напали в Ронсевальской долине на франкский арьергард и совершенно уничтожили его; тут пал граф бретанской марки Роланд, ставший героем знаменитой «Песни о Роланде». Казнь герцога басков, Лупа, не была достаточной отплатой за это поражение. Абд ар-Рахман снова завоевал всю страну, лежащую на юге от Пиренеев, а Гусейн аль-Абдари умер мучительной смертью (781). Война продолжалась у подножия Пиренеев, но без больших успехов. Астурийский король Альфонс II Целомудренный стал с 791 г. помогать аквитанцам, с которыми заключил формальный союзный договор. Когда он проник в 797 году до Лиссабона, он отправил к Карлу Великому послов, чтоб передать ему трофеи своей победы.

Гибель Роланда

Гибель Роланда. Художник Ж. Фуке, ок. 1455-1460

 

Христиане достигали настоящих успехов только в периоды анархии, которыми обыкновенно сопровождалось начало всякого нового царствования. Лишь только новый халиф успевал упрочить свое владычество, он предпринимал наступательную войну. Так поступил и сын Абд ар-Рахмана, Хишам. Не довольствуясь опустошением Астурии и взятием Жероны, он отправил свои войска на север от Пиренеев; герцог тулузский был разбит, и мусульмане опустошили предместия Нарбонны (793). После смерти Хишама его сын Хаким (796 – 822) был так ослаблен мятежами, что не мог помешать христианам напасть на его владения при содействии его брата и эмиров Барселоны и Хуэски. Войска сына Карла Великого, Людовика аквитанского, взяли Лериду, восстановили Авзону (Vick), осадили Барселону, которую голод принудил сдаться по прошествии одного года (801). Людовик приехал туда, чтоб получить от местного населения изъявление покорности, и назначить туда правителем готского графа Беру. Этот граф сумел защитить это завоевание от новых нападений мусульман. В 806 году у них была отнята Памплона, впоследствии сделавшаяся столицей христианского Наваррского королевства. В 809 году был предпринят новый поход, окончившийся завоеванием всей страны до берегов Эбро. Тогда была взята Таррагона и осаждена Тортоса, которая сдалась только по прошествии двух лет (811). В состав новой вновь организованной «испанской марки» вошли земли, завоеванные на севере от Эбро, на всем пространстве от Памплоны до Барселоны. Это послужило чем-то вроде приманки к основанию будущих христианских королевств на Пиренейском полуострове.

Таким образом, Карл Великий сделался одним из основателей нового государственного устройства Испании. Епископство ургельское, остававшееся почти постоянно вакантным после низложения в 794 году еретического епископа Феликса, получило богатые пожертвования и нового начальника. Франки поощряли переселение в их владения и жителей Септимании, и христиан, спасавшихся бегством от владычества мусульман. Так образовалось каталонское население, занимавшее середину между французами и испанцами.