По вероучению ислама, аллах сотворил мир, хотя он абсолютно ни в чем не нуждался. Отсюда данное аллаху Кораном название аль-халик (творец). Как же происходило сотворение мира (хальк)? В Коране сотворение человека стоит выше всего: все на земле было создано для человека. Мир был сотворен в шесть дней. Но в то время как аллах извлек мир из абсолютного небытия, человека он создавал из материи (сура 22, стих 5), придав ему свой образ и вдохнув в него свой дух. Сотворение человека является выражением могущества аллаха и в то же время его доброты. Правда, «небеса и земля и то, что между ними», сотворены аллахом только «на определенный срок» (сура 46, стих 2), несовершенны: люди непостоянны (сура 21, стих 38 и сура 22, стих 11), нерешительны, слабы (сура 4, стих 32), торопливы, а главное, неблагодарны. Недаром после того как вначале они были единым народом, «одной общиной», они перессорились и разделились из зависти (сура 2, стих 209 и сура 10, стих 20).

Как же организован сотворённый аллахом мир? Согласно традиционной исламской концепции, кругообразная гора Каф (слово, вероятно, иранского происхождения) окружает землю, от которой она отделена непроходимым пространством. Другие предания представляют землю покоящейся на плечах ангела (аналогия с титаном Атлантом). Ангел опирается на скалу, которую несет бык, стоящий на плывущей рыбе, – возможно, заимствования из индийской и древнееврейской космогонии. Сотворив землю, аллах обосновался на небе, до тех пор бывшем лишь дымом, и в два дня разделил его на семь небес, причем каждое из них получает свое назначение (сура 41, стихи 8 – 11).