Омейяды – первая халифская династия, правившая арабской империей в 661-750 гг. К тому же роду относился и халиф Осман (644-656).

Омейяды являлись богатейшим купеческим родом Мекки, чей глава, Абу Суфьян, поначалу был самым упорным противником начатой в этом городе проповеди пророка Мухаммеда. В те времена Мекка и расположенная в ней Кааба были главными центрами арабской языческой религии. Город извлекал из этого огромные выгоды, и Абу Суфьян полагал, что новая религия – ислам – может лишь мекканцев этих преимуществ. После бегства Мухаммеда в Медину между ней и Меккой началась война, в которой Абу Суфьян возглавлял мекканских противников мусульманства. Однако когда успех стал склоняться на сторону мединцев, изворотливые Омейяды сумели примириться с Пророком. Соглашение облегчилось тем, что один из представителей их семьи, Осман, принадлежал к числу ближайших сподвижников Мухаммеда. В 630 г. Омейяды сдали мединским мусульманам Мекку и подчинились власти Пророка. В новом объединённом арабском государстве эта фамилия заняла видное положение. При начавшихся вскоре великих мусульманских завоеваниях выдвинулся Омейяд Муавия, который стал видным военачальником в Сирии и построил там первый исламский флот. Осман же сделался третьим по счёту халифом. Партия строгих мусульман была недовольна им, считая, что Осман отошёл от пуританского духа ислама и чересчур потакает родственникам. Толпа ревнителей веры ворвалась во дворец Османа и убила его (656 г.). Правоверные избрали новым халифом двоюродного брата Пророка, Али, но его сторону приняла лишь восточная половина новой арабской империи – Аравия и Персия. Сирия и Египет не одобряли излишнего религиозного фанатизма и выдвинули собственным кандидатом на халифат Муавию. Всё царствование Али (656-661) прошло в гражданской войне с соперниками. В конце концов и он был убит. Приверженцы Али поначалу провозгласили халифом его сына Хасана, но этот чуждый честолюбия человек предпочёл за крупную сумму денег отречься от прав на престол в пользу удачливого соперника своего отца, Муавии. Хасан удалился в Медину и вскоре умер там в молодом возрасте.

 

Основание Муавией первой династии халифов

Первой, очень важной реформой халифа Муавии (661-680) был перенос столицы из Медины в Дамаск, где он долго был правителем, входил в соприкосновение с византийской администрацией и перенимал ее опыт. Халифат Омейядов часто и именуется Дамасским, в отличие от Багдадского халифата Аббасидов. Этот перенос столицы наносил решающий удар партии потомков Али (Алидов), на стороне которых была Медина. Девятнадцать лет Муавия правил как абсолютный властелин, восстановив государственное единство арабского мира после тяжкого междоусобия. Он вернулся к своей идее морского могущества и даже дерзнул напасть на Византию. Его терпимость по отношению к христианам обеспечивала ему непоколебимую верность Сирии. Умирая (680 г.), он назначил своим наследником сына Язида. Первые четыре халифа были выборными, но этим назначением сына в преемники Муавия создавал первую халифскую династию – теперь сан повелителя правоверных должен был передаваться по наследству.

 

Гражданская война в халифате 680-690-х годов

Это вызвало сильный протест, которым воспользовались другие претенденты на халифат, и вступление на престол Язида не обошлось без кровопролития. Младший брат Хасана – Хусейн, внук пророка Мухаммеда, живший в годы правления Муавии изгнанником в Медине, по призыву приверженцев своей семьи покинув Мекку, чтобы соединиться с ними в иракской Куфе, но подвергся преследованию омейядских всадников и был окружен у Кербелы. Десять дней Хусейн, сопровождаемый небольшим отрядом, надеялся, что случай выручит его. Командующий халифским войском, по-видимому, намеревался заставить его сдаться без боя, но Хусейн не согласился на это. Завязалась битва при Кербеле. Четырехтысячное войско халифа легко справилось с маленьким отрядом Хусейна, и последний пал под ударами врагов (680 г.). Это событие, не имевшее крупного военного значения, получило бесчисленные политические и религиозные последствия: у шиитов – партии, требовавшей передачи халифата Алидам – появились первые мученики.

Мечеть Омейядов

Мечеть Омейядов в Дамаске. Панорамный вид

Автор изображения - Theklan

 

После смерти Хусейна халифу Язиду пришлось бороться с гораздо более опасным претендентом – Абдаллахом, сыном Зубайра, близкого сподвижника Пророка, который прежде, подобно Муавии, соперничал за халифат с Али (656 г.). После гибели Хусейна Абдаллах провозгласил себя халифом в Мекке и вскоре был признан всем аравийским Хиджазом. Войска Язида победили мединцев, ставших на сторону этого антихалифа, и двинулись на Мекку. Осада этого города, во время которой обстреливалась из катапульт и была подожжена Кааба, длилась уже более двух месяцев, когда пришло известие о смерти халифа Язида (683 г.). Число приверженцев Абдаллаха ибн Зубайра сразу выросло: его признали халифом Южная Аравия, Ирак и часть Сирии. Остальные страны мусульманского мира остались верны Омейядам, несмотря на невысокие достоинства двух наследников Язида, Муавии II и Мервана I (683-685). Его третий преемник Абд аль-Малик (685-705) оказался в весьма трудном положении. Халифат оспаривали у него уже три претендента: Мухаммед, прозванный «сыном ханафитки» («незаконный» сын Али), Наджда (ставленник хариджитов) и Абдаллах, сын Зубайра. Но Абд аль-Малик в долгой и трудной борьбе восстановил власть Омейядов: снова был завоеван Ирак, побеждены хариджиты, а Абдаллах ибн Зубайр погиб, сражаясь в бою, при взятии Мекки халифским войском в 692 г. Так закончилась попытка воспрепятствовать основанию династии Омейядов.

 

Арабские завоевания при Омейядах

При Абд аль-Малике и его преемнике Валиде I (705-715) благодаря деятельности высокоодаренного, хотя и деспотичного министра Хаджаджа в мусульманской империи восстановился порядок. Возобновились войны с Византией.

Затем халифы династии Омейядов быстро сменяли один другого в течение первой половины VIII в., если не считать долгого правления Хишама (724-743). Из всех этих халифов выделялся высоко религиозный Омар II (717-720) он стоял за милосердие даже по отношению к противникам (что едва не привело к крушению государства). Остальные: Сулейман (715-717), Язид II (720-724), Валид II (743-744), любители искусств и наслаждений, вызывали только недовольство своих подданных и способствовали упадку династии, несмотря на значительность завоеваний, сделанных их военачальниками.

Арабские завоевания, на короткое время приостановленные при Али, в эпоху Омейядов возобновились с прежней силой, направляясь и на восток, и на запад. На востоке арабы уже в 661 г. достигли афганского Герата, а оттуда их войска дошли до Инда, пройдя через Афганистан. Начиная с 674 г. они совершали нападения на Мавераннахр («междуречье» Амударьи и Сырдарьи) и к началу 710-х гг. захватили эту область. Они окончательно подчинили Армению и ринулись за Кавказ, где столкнулись с могущественными хазарами. При халифе Хишаме омейядские армии одержали над хазарскими каганами ряд побед, дошли до Волги, поднялись по ней до широты Саратова и на обратном пути совершали рейды на равнины Южной Руси. Покорить Анатолию им, однако, не удалось, хотя арабы были уже близки к этому и даже в течение года осаждали Константинополь (717-718). Менее чем за сорок лет ислам достиг на востоке долины Инда.

В западном направлении завоевания были не менее значительными. В то время подчинявшиеся Византии берберские племена Северной Африки делились на три основные группы: 1) ловата на востоке (Триполитания, Джерид, Ор); 2) санхаджа на западе (кутама в Кабилии масмуда на побережье Марокко и собственно санхаджа в Сахаре); 3) кочевники зената, в районе Тлемсена. Вражда между санхаджами и зенатами сыграла на руку арабским завоевателям.

Полководец Омейядов Окба (Укба) ибн Нафи стал делать набеги на Ифрикийю (Тунис) и в 670 г. основал здесь Кайруан – опорный укреплённый лагерь завоевателей. После смелого набега, приостановленного лишь на атлантическом побережье Марокко, Окба попал в засаду и погиб. Когда положение Омейядов на троне упрочилось халиф Абд аль-Малик двинул свои войска на Карфаген. Город был взят и разорен (697 г.), затем отбит византийцами и снова оставлен ими через год. Соседние берберы организовали сопротивление мусульманам, возглавленное авторитетной пророчицей Кахиной (буквально – «Колдунья»). Но арабам опять помогла разобщенность их противников, и им удалось соединить с военной экспансией религиозную. Побеждённые берберы приняли ислам и, увлекаемые перспективой захвата военной добычи, стали лучшей опорой арабов при последующем завоевании Испании. Армии Омейядов дошли до берегу Северной Африки до самой Атлантики, захватили Танжер и Балеарские острова.

Мечеть Окбы в Кайруане

Мечеть Окбы в Кайруане (Тунис). Основана полководцем Окбой в 670-е гг., перестроена в IX веке местной правящей династией Аглабидов

Автор фото - MAREK SZAREJKO

 

В занятой вестготами Испании порабощенный феодалами и епископами народ жаждал освобождения. В роли освободителей предстали арабы. Рабы и крепостные купили себе освобождение ценой обращения в ислам и облегчили задачу завоевателей: арабская конница одержала верх над христианской пехотой, и в 711-714 гг. практически весь Пиринейский полуостров перешёл под власть мусульман (см. статью Завоевание Испании арабами).

С 721 г. арабы начали предпринимать набеги по ту сторону Пиренеев, в Галлию, где королевство Меровингов агонизировало подобно вестготской монархии в Испании. Остановленные графом Эвдом на Гаронне, арабы повернули в долину Роны и опустошили ее в 725 г. Спустя семь лет, в 732 г., их всадники пересекли Гасконь, взяли Бордо и помчались на Пуатье, где их (ровно через сто лет после смерти Мухаммеда) разгромил в страшной битве Карл Мартелл. В 737 г. он опять обратил их в бегство в битве у Нарбонны.

Несмотря на это поражение, военная экспансия арабов не прекратилась. Халифат достиг тогда вершины своего величия: он простиралась от Атлантического океана до Инда, от Каспия до Нильских порогов. Деятельность халифов в основном была направлена к централизации. Как Мухаммед умел сплавить враждебные друг другу племена Аравии в одну религиозную общину, так Омейяды объединили в огромной империи народы, которые незадолго до этого боролись между собой. Для осуществления такой задачи была необходима терпимость – политическая, религиозная и духовная. Её всегда проявляли Омейяды: основатель этого рода, современник Мухаммеда Абу Суфьян жил в добром согласии с христианами и евреями, а его потомки женились на христианках, назначали пенсии ораторам и поэтам, среди которых встречались и христиане, и люди, насквозь проникнутые языческими традициями (не говоря уже о музыкантах, певцах и певицах). Они незаметно подпали под очарование цивилизации древней Сирии. Это свободомыслие шокировало многих верующих, не изменивших суровому духу ислама раннего периода. Правоверная Медина осуждала омейядский Дамаск, как в XVI в. кальвинистская Женева – «развратный» папский Рим.

Карта халифата

Карта халифата

 

Низложение Омейядов Аббасидами

Но Омейядская империя была слишком обширна и пестра, чтобы ее единство стало прочным. Чем дальше раздвигались ее границы, тем резче выступало несоответствие между массой покоренных народов и небольшим числом арабских завоевателей. К тому же, убедившись, что обращение в ислам уменьшает налоговые поступления, творец могущества династии Омейядов, Хаджадж, отменил закон об освобождении от поголовной подати за обращение в ислам, благодаря которому ранее покорённое население легко получало равноправие с завоевателями. Главным государственным принципом Омейядского халифата стала не мусульманская религия, а арабский национализм. При Омейядах арабы обращались с завоёванными народами, как с низшими, тогда как эти народы были наследниками древних цивилизаций и поднимали то тут, то там движения в пользу национальной независимости. Агитацию за «равноправие» поддержали хариджиты и шииты. Их активная и искусная пропаганда ускорила падение династии Омейядов.

Шииты усилили свою пропаганду в царствование благочестивого, но слабого халифа Омара II в 720 г. Но сторонникам шиитской династии Алидов суждено было еще раз потрудиться для других, и они это слишком поздно заметили. С давних пор потомки Аббаса, дяди Пророка, приобрели уважение мусульман своей достойной жизнью. Все усиливавшаяся оппозиция против Омейядов мало-помалу привела Аббасидов к мысли свергнуть этих халифов и занять их место.

Преданные аббасидские агенты были разосланы по всему халифату. Особенно благоприятную почву они нашли в Хорасане (северо-восточный Иран), где персы, считавшие себя более древней и славной нацией, чем арабы, не могли примириться с порабощением. Потомкам Аббаса посчастливилось получить неожиданную помощь со стороны шиитов. Эти сторонники семьи Али, стремясь вернуть ее к власти, делились на две партии. Имамиты, приверженцы сына павшего при Кербеле Хусейна, держались в стороне от аббасидской пропаганды. Но другая шиитская партия – хашимиты, стояла за сводного брата Хусейна, прозванного «сыном ханифитки», а затем, после его смерти, за его сына Абу Хашима (отсюда и название партии). В 716 г. Абу Хашим умер (возможно, отравленный), завещав свои «права на халифат» правнуку Аббаса Мухаммеду ибн Али. Раскол в партии шиитов содействовал аббасидской пропаганде, которая продолжалась и после смерти Мухаммеда ибн Али. Двое его сыновей привлекли на свою сторону энергичного и беспощадного перса Абу Муслима. Черные знамена Аббасидов были подняты против белых знамен Омейядов в мятеже, поднятом хорасанцами в 747 г. Через три года первый Аббасид – Абуль-Аббас ас-Саффах – был провозглашен халифом в мечети иракской Куфы (750 г.), а последний Омейяд Марван II (744-750) потерпел сокрушительное поражение и погиб. Его родственники подверглись безжалостному истреблению. Но одному из них, Абдаррахману, удалось бежать в Испанию. В 755-756 гг. он основал там независимое от Аббасидов царство, положив этим начало распаду халифата.