XVII. Монархические реформации первой половины XVI века

 

(продолжение)

 

Реформация в Дании. – Христиан II. – Фридрих I и утверждение реформации в Дании.

 

Портрет Христиана II

Король Христиан II, зачинатель Реформации в Дании

Царствовавшие в это время короли датский и шведский находились в положении иного рода, чем короли французский и польский: им, наоборот, прямо выгодно было ввести у себя реформацию. В 1397 году состоялось, под главенством Дании, политическое объединение скандинавских государств, известное под названием Кальмарской унии, но в начале XVI века эта уния распалась, когда датский король Христиан II (1513–1523) возбудил против себя восстание сначала в Швеции, а потом и в самой Дании, при чем в Швеции королем сделался вождь восстания Густав Ваза (1523–1560), а в Дании – дядя Христиана II, герцог шлезвиг‑голштинский Фридрих I (1523–1533).

В Дании власть короля ограничивалась капитуляциями (Handfeste), которыми строго определялись его права. Государь не мог предпринимать ничего важного без согласия государственного совета и должен был блюсти весьма обширные права духовенства и дворянства. Уже Христиан II, стремившийся к усилению своей власти и с крайним неудовольствием смотревший на самостоятельность и могущество датской церкви, задумал было воспользоваться реформацией в интересах королевской власти. Находясь в родстве с курфюрстом саксонским и нашедши сочувствие в кружке лиц, ставших на сторону Лютера, он отправил ректора одной копенгагенской школы в Виттенберг, где тот должен был выбрать проповедника для Дании. Вскоре после этого прибыли в Копенгаген два немца (Мартин Рейнгард и Матвей Габлер) и начали здесь проповедь нового учения. Христиан II, кроме того, издал указ, запрещавший обращать внимание на папскую буллу против Лютера (1520), и даже пригласил к себе Карльштадта, который и приехал на короткое время в Копенгаген. Таким образом, Христиан II был одним из первых монархов, понявших, какие выгоды представляла реформация для усиления королевской власти. Но не ему пришлось довести это дело в Дании до конца. Самовластием своим в Швеции, где он тоже опирался на соперничество между духовенством и дворянством, особенно известной «стокгольмской бойней» 1520 г. (казнями знатнейших лиц из духовенства, дворян и горожан), он вызвал в Швеции целую национальную революцию, окончившуюся возведением на престол Густава‑Адольфа. Но и в Дании дворянство и духовенство были против него сильно возбуждены, и он был лишен престола, переданного его дяде Фридриху. Шлезвиг‑голштинский герцог, делаясь королем Дании, обязался в своем «Handfeste» не допускать в церквах лютеранской проповеди под страхом строгого наказания. В это время датское духовенство мечтало о создании национально‑католической церкви на тех же приблизительно основаниях, какие были приняты в церкви галликанской, но дворянство не желало усиления клира; в народе же, благодаря соседству и политической связи с герцогством Шлезвиг‑Голштинским, уже весьма популярными делались лютеранские проповедники. Между тем король и не думал исполнять своего обещания. Трудно что-либо сказать с уверенностью о религиозном настроении Фридриха I. Правда, он с большим сочувствием относился к новому учению, но не известно, что именно нравилось ему в этом учении, догматы или политическая сторона. Как бы там ни было, уже в 1526 г. король возбудил против себя неудовольствие духовенства несоблюдением постов и выдачею своей дочери замуж за герцога прусского, только что переменившего веру и секуляризовавшего владения тевтонского ордена. На сейме в Оденсе (1526–1527) Фридрих I сначала предложил духовенству требовать утверждения в духовном сане и пожалования прелатурами не у папы, а у архиепископа Дании и отчислять в государственную казну деньги, высылавшиеся раньше в римскую курию, а дворянство к этому прибавило требование не отдавать впредь земель под залог или в пользование церквам и монастырям. Епископы, с своей стороны, выразили желание, чтобы им дано было право наказывать отступавших от католических догматов. Король не согласился на такое требование, заявив, что «вера свободна», что «король не может заставить кого бы то ни было верить так или иначе», так как ему принадлежит власть над жизнью и имуществом, но не над душою: поэтому пусть каждый живет свободно и исповедует религию, какую желает». Сейм издал формальный эдикт о терпимости к лютеранству. Духовенство потерпело поражение, и Фридрих I вскоре затем начал назначать на епископские должности угодных ему лиц, действуя, как глава церкви, так как король же утверждал епископа в его сане. В 1529 г. протестантизм утвердился в самой столице. Фридрих I сумел воспользоваться настроением партий, чтобы сделаться господином положения. Он стал отдавать в ленное владение дворянам монастыри, насильно изгоняя из них монахов, но в то же время он не давал большой воли новым проповедникам, опасаясь настроения низших классов населения, продолжавших льнуть к Христиану II. Так подготовлено было полное введение реформации в Дании, относящееся уже ко времени, наступившему после смерти Фридриха I. Католики хотели возвести на престол старшего сына короля (Иоанна), протестанты – младшего, который после некоторой борьбы сделался королем под именем Христиана III (1534–1559). В его царствование рядом мер, не останавливавшихся перед насилием, и утвердилась реформация в Дании, где былое могущество и владение духовенства поделили между собою королевская власть и светская аристократия.