Николай Николаевич – наместник Кавказа. Живёт во дворце, в Тифлисе, на Кавказском фронте воюет с турками командующий армии Юденич. Обида на Ники и царицу. Тайное желание вернуться на главнокомандование. В ноябре 1916, в свою единственную после смещения встречу с Ники, высказывает державному племяннику о его доверчивости к сплетням, будто дядя хочет занять трон, и о чёрной бездне падения государственной власти – царь принимает равнодушно. Близ Нового года тифлисский городской голова Хатисов передаёт великому князю тайное приглашение от князя Львова – дать своё имя для дворцового переворота. Николай Николаевич берёт сутки подумать, потом решительно отказывает Хатисову (для надёжности при свидетеле Янушкевиче), но и не сообщает о заговоре Государю.

Великий князь Николай Николаевич

Великий князь Николай Николаевич

 

Известия о волнениях в Петрограде порождают в душе великого князя щемящие надежды. 2 марта он приглашает в наместнический дворец издателей и редакторов газет, заявляет: всегда придавал большое значение печати и надеется, что она будет содействовать спокойствию. В тот же день Алексеев сообщает, что династический вопрос поставлен ребром, и обстановка очевидно не допускает иного решения, как отречение в пользу сына. Алексеев просит великого князя телеграфировать царю во Псков. В предчувствии возврата на главнокомандование Николай Николаевич отсылает телеграмму царю – и тут же Родзянке: подтверждает, что он обратился к племяннику с верноподданнической мольбой ради спасения России «принять решение, признаваемое вами (Родзянко) единственным выходом при создавшихся роковых условиях». Родзянко тут же извещает: власть окончательно перешла в руки Временного Комитета Государственной Думы. Председатель надеется, что Его Императорское Высочество окажет полное содействие – и немедленно облегчит условия цензуры.

До ночи великий князь ждёт отречения. В три часа утра – телеграмма от Алексеева, указом Николая II Его Императорское Высочество назначен Верховным Главнокомандующим! Львов стал премьером. Государь отрёкся – но с передачей престола великому князю Михаилу Александровичу. Горький осадок: почему назначен неспособный Михаил, не самый видный и славный из внуков Николая I, прозябающий ныне в кавказском изгнании? Но – пока принимает главнокомандование (рассчитывая остаться и наместником Кавказа). Пишет возвышенным языком свой Приказ №1.