Пьетро Аретино (1492-1556) был знаменитейшим из множества итальянских сатириков первой половины XVI века. Он писал стихотворения во всяческих видах шутливой, грубой и непристойной лирики. Аретино писал также пасквили по заказу, получая за них большие деньги, позорил каждого, на кого сердился. При необыкновенном остроумии, его пасквили производили очень сильное впечатление и жадно читались публикой.

Пьетро Аретино родился в Ареццо. Он был побочный сын, покинутый отцом без всякой помощи, не получил школьного образования, поступил в работники к переплетчику в Перудже, читал книги, отдаваемые в переплет, приобрел этим способом очень обширные знания и отправился в Рим искать счастья. Благодаря уму, литературному таланту, безграничной наглости, Аретино составил там себе блестящую карьеру. Папа Лев X любил его как остроумного собеседника. Рафаэль советовался с ним о своих картинах (по крайней мере, так говорит сам Пьетро); Себастиано дель Пиомбо был его другом. Аретино оставался на папской службе и при Клименте VII, но в 1524 году попал в немилость, написав 16 очень неблагопристойных сонетов к рисункам Джулио Романо и гравюрам с них, сделанным Маркантонио Раймонди. Эти рисунки были так циничны, что папа, не слушая заступничества нескольких кардиналов, велел посадить Маркантонио в темницу за издание гравюр. Аретино бежал от наказания. Он уехал к знаменитому вождю «Чёрного легиона», Джованни Медичи, и оставался при нем до самой его смерти. Джованни умер на руках Аретино.

В это время уже все трепетали сатир Аретино, откупались от его злобы деньгами, льстили ему. Сам Тициан вошел в дружбу с ним. Он называл себя бичом государей, il flagello dei principi. Пьетро приехал к флорентийскому двору, был принят там с почетом. Владетели Флоренции, Медичи, познакомили его с королем французским. Франциск I пожаловал ему золотую цепь для ношения на шее; это был знак отличия, подобный нынешним высшим орденам. Аретино уехал к своим друзьям Тициану и Сансовино в Венецию, где был безопасен от мщения итальянских государей, на которых писал пасквили. Венецианское правительство назначило его одним из членов посольства, отправляемого к императору. Карл V, подобно королю французскому, нашел надобным льстить ему и давать подарки. Папа Юлий III дал ему орден святого Петра.

Тициан. Портрет Пьетро Аретино

Тициан. Портрет Пьетро Аретино. 1545

 

Некоторое время Аретино жил в капуцинском монастыре, называл себя монахом, мечтал получить сан кардинала; он был мастер выставлять себя и благочестивым человеком, когда это было выгодно. Виттория Колонна, гордая женщина безукоризненной жизни, переписывалась с ним. Он составил для неё молитвенник; он прославлял святую Катерину Сиенскую. Его переложение семи псалмов покаяния в стихи было любимым чтением благочестивых людей, имело много изданий.

Рассердившись на Микеланджело, оставившего без ответа его любезные письма, Аретино выступил защитником христианского целомудрия в искусстве. Он называл Микеланджело врагом христианства за неблагопристойность нагих фигур в картине Страшного суда, говорил, что эта картина пригодна только для бани какого-нибудь развратника, а не для христианского храма. Пьетро выставлял Микеланджело вором, взявшим деньги с фамилии Ровере за памятник её члену, папе Юлию II, и не сделавшим этого памятника; эта клевета оставалась пятном на Микеланджело до самой смерти. Но с такой же ядовитостью Аретино стал позорить и соперника Микеланджело, Бандинелли, не приславшего ему денег. Аретино называл Бандинелли наглым дураком за то, что он хотел быть соперником Микеланджело.

Пасквили Аретино обычно имели форму писем, адресованных к лицам, которых он ругал. Копии этих писем расходились во множестве списков. Многие государи платили ему пенсии, чтоб он щадил их. Карл V, возвратившись из неудачной алжирской экспедиции, послал Аретино 100 скуди, чтобы предотвратить его насмешки. Пьетро получал очень много денег и за то, чтобы молчать, и за то, чтобы писать. Он писал по заказу все, что угодно: циничные любовные песни и религиозные гимны, комедии, трагедии, поэмы, комментарии к книге «Бытия», эпопеи. Он с похвальбой говорил, что ему нужны только чернильница, перо и немного бумаги, чтобы получить 1000 скуди. Произведения Аретино наполнены намеками интересными только для современников, и поэтому теперь кажутся скучными. Исключение составляют только его комедии; они сохраняют интерес и для нас. Правда, стих его небрежен, остроумие слишком часто бывает непристойным; но разговор ведется у него легко и живо, комические положения натуральны, смешные стороны жизни обрисованы очень ловко, остроумие неистощимо.

Смерть Аретино была достойна его жизни. На пиру он хохотал, рассказывая любовные приключения своей сестры, упал со стула и умер. Хорошие стороны его характера выказываются в письмах к Пьерино Риччи, к Тициану и некоторым другим людям, которых он любил. Аретино сам характеризовал себя словами: «Я милостию Божией свободный человек, не становлюсь рабом педантов, не подражаю ни Петрарке, ни Боккаччо, довольствуюсь своим умом, предоставляю другим болтать вздор о чистоте слога, о глубине мыслей и глупо мучить себя, чтобы переделать свою натуру».