«Соборяне» (1872)

И здесь тоже сказывается, что нет у Лескова контроля над сюжетным равновесием. Также и тут его вдруг переклоняет, переваливает сильно вбок. Он теряет соображение целого, забывается в отдельных сценках – и так утеривает смысл всего произведения. Проблему 1-й части, Туберозов и Церковь, тщетную попытку совместить пастырскую любовь к людям и подчинение церковной бюрократии – смазал во 2-й части, даже свёл на шутовство. Нередкий расчёт Лескова – привлечь читателя забавными сюжетами, но зря он наворачивает их. Ахилла – карикатурен, однако не смешон и мало симпатичен.

Всё вместе – весьма неровно. То – живо, вспышками – яркое видение; то – избыточно, ощущение немастерства, и даже скучно читать. Но – это не подстраивается автором, а несуразности – все из жизни.

С плодомасовскими карликами – слащаво, перебор умильности.

А хорошо переданы чистота и мир семейной жизни Туберозовых. Но смерть его, за бледнением 2-й части, уже не очень трогает.

И тут – избыточность прямых характеристик персонажей (в начале – сразу всех троих). А природа чувств не раскрыта обычно. Преувеличенные словесные краски. Залюбовывается несущественными цветовыми пятнами (тройка карликов, съезжающая с горы; исправник с сопровождающими идёт купаться) – всё поиски забавности.

А что, как всегда, отлично видит: опасность нигилизма, ядовитое разложение «передовых». («Грамотность не относится к разрушающим элементам», а у нас «в необходимость просвещённого человека вменяется безверие, издёвка над родиной».) За благо родины – больно ему. («Да соблюдётся до века Русь!») Но не приукрашивает он никогда ни властей, ни Церкви – он даже беспощаден в обрисовке отечественных пороков. («Откуда это взялась у нас такая… вражда и ненависть к вере?») Вот – дикие способы борьбы со староверами (1836): уничтожение их молельни, окачивание молящихся из брандспойтов. Цензурирование проповедей. Замалёвка наивной крестьянской картины, как Старец-Господь лёг отдыхать в 7-й день. – И как винные откупщики жалуются на священников вверх, что те отвращают народ от пьянства. – И эпизод Отечественной войны 1812: казаки грабят помещицу, бьют верную дворню.

– За что же ты молчишь?

– Хочу я быть Каином, да и шабаш.

– Я всегда говорю, что шпионы нужны.

– Пишем статьи в столичные газеты – оттуда отвечают: «Резче!»

 

По материалам «Литературной коллекции» А. И. Солженицына.