В январе 1913 года Александр Блок окончил драму «Роза и Крест» (см. её краткое содержание) – свое самое крупное драматическое произведение, которое выросло из первоначального плана сценария балета и из набросков оперного либретто. Это новая веха на пути поэта-драматурга. Здесь он решил ту художественную задачу, которая осталась неосуществленной в «Песне Судьбы»: в новой пьесе появились характеры, полные глубокого человеческого содержания, а лирическое начало, нисколько не ослабев, гармонически слилось с развитием действия.

Идейно-философская основа драмы – характерное для Блока 1910-х годов представление о многогранности жизни, мысль о слиянии противоположных ее начал. С этим связан и основной ее мотив – двуединство Радости-Страдания, мотив, нашедший отражение и в ее заглавии, где «роза» должна означать наслаждение, радость жизни, а «крест» – страдание, выпавшее на делю человеку или добровольно принимаемое им. Тот же мотив органически переплетается с рядом образов многокрасочного мира, который окружает героя (Бертрана) и героиню (Изору): зовущих к себе таинственных, мрачных морских далей, придающих их тусклому бытию новый и глубокий смысл. Но этот мир полон жестоких противоречий и конфликтов, где противоборствуют Гнет и Справедливость, Зло и Добро, Богатство и Бедность. И целое, в котором пересекаются разные линии действия, становится от этого чрезвычайно динамичным.

В драме выступают не исторические, а вымышленные персонажи, но место и время действия в ней строго определенные: это юг Франции и Бретань, XIII век, время альбигойских войн. Некоторые упоминаемые в ней события и лица вполне реальны. Блок отказался от изображения современности, к которому подходил в «Песне Судьбы», хотя не считал свое новое произведение исторической драмой в обычном понимании и признавал современным его смысл. «Надо, – писал он, – придерживаться истории, зная, однако, все время, что действующие лица – «современные» люди, их трагедия – и наша трагедия».

История стала для драматурга способом воплощения душевной жизни современного ему человека. Но история потребовала не произвольного, а конкретного её изображения. В связи с этим Блок много работал над разнообразными источниками (трудами по истории французского средневековья, изданиями средневекового эпоса, народных преданий и песен). В драме широко отразились и впечатления поэта от путешествия по Бретани летом 1911 года.

Действующие лица драмы наделены вполне конкретными чертами. Бертран, «рыцарь бедный» – выходец из народных низов, Изора – дочь швеи, ставшая графиней; Гаэтан – бедный сеньор, владелец жалкого клочка земли; Алискан – сын богатого аристократа и т. д. Исторические события, о которых повествует драма, составляют не просто декоративный фон, а неотъемлемую часть действия.

Персонажи драмы делятся на две группы. Одни являются воплощениями грубой силы или по доброй воле служат ей, как граф Арчимбаут, капеллан, доктор, Алискан, Алиса. Им противостоят Бертран и Гаэтан, носители высокого человеческого и романтического начала, которым, как и Изоре, ведомы предчувствия, мечтания, сны. Изора в разыгрывающемся конфликте занимает место между двумя этими лагерями, двумя мирами.

Сочувствие и жалость читателя – на стороне Бертрана, человека из народа, «бедного рыцаря», униженного службой при дворе властного и грубого феодала, жену которого он любит трогательной, безответной любовью. В Гаэтане воплощается великая и таинственная сила искусства, тот зов к таинственному и неизведанному, который раньше томил Изору. Гаэтан внезапно исчезает из замка, куда его привез Бертран. Бертран погибает, стоя на страже под окнами своей госпожи, но загадка этой смерти (возможность или невозможность примирить Радость и Страдание) остается до конца пьесы неразрешенной; загадка не умирает с героем и бросает свою тень на будущую судьбу Изоры. На это указывает и авторский комментарий: «...судьба Изоры еще не свершилась, о чем говорят ее слезы над трупом Бертрана. Может быть, они случайны, и она скоро забудет о них; может быть, и она приблизилась к пониманию Радости-Страдания; может быть, наконец, ее судьба совсем не сходна с судьбою человека, который любил ее христианской любовью...» Внутренний смысл драмы остается не до конца раскрытым, недоговоренным, а поэтому многозначным.

«Роза и Крест» – произведение высокого художественного совершенства, вершина блоковской драматургии. Замечательны краткость и сжатость сцен, разнообразие эпизодов, драматическая напряженность действия, лирический пафос раздумий Бертрана, его диалогов с Гаэтаном. Драма очень понравилась Станиславскому, была принята к постановке в Московском Художественном театре, уже репетировалась, но все-таки до спектакля дело не дошло. Впоследствии, уже после большевицкой революции, драмой заинтересовался театр Незлобина в Москве и принял к постановке, однако и она не была осуществлена. Драматический шедевр Блока почти не получил реального сценического воплощения: лишь в Костроме в сезон 1920-21 года прошло пятнадцать представлений «Розы и Креста».

 

По материалам работ Андрея Фёдорова. Читайте на нашем сайте анализ других драм А. Блока: «Балаганчика» и «Незнакомки».