Самая обширная из оригинальных баллад Жуковского, над которой он работал около семи лет, – «Двенадцать спящих дев». Баллада эта разделяется на две части: «Громобой» и «Вадим». Основой «Громобоя» является старинная средневековая легенда о продаже души грешника дьяволу, – легенда «Фауста» Гёте.

Брюллов. Портрет Жуковского

Василий Андреевич Жуковский. Портрет работы К. Брюллова, 1837

 

Громобой продает свою душу дьяволу, за что тот обещает ему на известный срок наслаждение, богатство и все земные блага. Громобой начинает вести дурную, распутную жизнь, наслаждаясь богатством и славой. Когда проходит назначенное время, и дьявол является за его душой, Громобой умоляет продлить срок его жизни и предлагает за это дьяволу невинные души своих двенадцати дочерей. Дьявол соглашается. Но Громобой, сам предложивший это страшное условие, вдруг приходит в ужас от совершенного им греха, начинает каяться и резко меняет свою жизнь: он молится Богу, плачет о своих грехах, творит милостыню. Он строит храм Божий и вместе с двенадцатью дочерьми ходит молиться перед иконою святого, в котором явно Жуковский изображает Николая Чудотворца. Когда истекает срок, определенный во второй раз, и дьявол является за душами Громобоя и его дочерей, святитель Николай встает на их защиту: Громобой должен умереть, но двенадцать девушек погрузятся лишь в глубокий сон, который продлится до тех пор, пока не найдется юноша с чистой и светлой душой, который найдет их и избавит от тяготеющего над ними наказания. На этом кончается баллада «Громобой».

«Вадим», герой второй баллады, и есть тот светлый юноша, который слышит в душе призыв свыше и идет по свету в поисках идеальной девушки, которая однажды явилась ему во сне. По дороге с Вадимом случаются разные приключения, но, наконец, он достигает того места, где среди дико-разросшегося леса стоит забытый замок Громобоя, а в нем двенадцать спящих дев. В одной из них Вадим узнает свой идеал; девушка пробуждается, за ней пробуждаются ее сестры, и все разрешается счастливым концом.

В художественном отношении баллада «Двенадцать спящих дев» стоит гораздо ниже «Светланы». Жуковскому не удалось придать ей русские, национальные черты, как он того хотел. Действие происходит недалеко от Киева, но ничто не указывает на характерные черты русской природы. Дочери Громобоя засыпают в замке, тогда как замков в России никогда не бывало! Вадим – новгородский юноша, но он ничем не напоминает русского витязя, каким Жуковский хочет его изобразить, а скорее похож на идеалиста-романтика времен самого Жуковского.