Стихотворение Жуковского «Ундина» (см. на нашем сайте его краткое содержание) читается легко, благодаря необыкновенно красивому и легкому ритму стиха, благодаря красивым, поэтичным, фантастическим образам и картинам. Но ответить на вопрос, какова главная мысль этого произведения, довольно трудно. «Ундина» – фантазия, сказка, но в этой сказке очень странно перемешаны черты христианской религиозной мысли с настоящей языческой фантастикой. Персонажами произведения являются благочестивые супруги, принявшие Ундину и позаботившиеся первым делом окрестить ее, священник, венчающий Ундину и рыцаря, – но рядом с ними, – морской царь, гномы, всякая нечисть, населяющая лес, и дядя Струй, который играет столь важную роль в судьбе своей племянницы. Странно и даже смешно, что дядя Струй, разговаривая со священником, почтительно называет его – «преподобный». Но зато образ самого дяди Струя – один из самых удачных в «Ундине»; седой поток, бурный, вольный, соединяющий в себе стихийную беспощадную силу с трогательной, преданной заботливостью к своей племяннице.

В характерах старого рыбака и его добродетельной жены еще видны типичные черты сентиментализма; характер рыцаря Гульбранда, мужа Ундины, очерчен слабо. Но образ самой Ундины – прелестен; Жуковский называет ее «несравненным, мучительно-милым, чудным созданьем», соединяющим в себе «чистоту херувима» и «изменчивость струйки». Прелестно в ней сочетание какого-то дикого, непосредственного существа с чисто женским очарованием и грацией. В первый день знакомства с рыцарем она кусает его палец своими жемчужными зубками, когда он рассказывает о красавице Бертальде; она грозит пальчиком туче, которая хочет полить их дождем, и туча слушается ее. Но потом из этого резвого, шаловливого, полудикого существа, получившего человеческую душу, она превращается в кроткую, нежную, глубоко преданную, любящую и скорбящую женщину. Образ ее удался Жуковскому вполне.