Барыня Арина Петровна Головлёва, энергичная, своевольная стяжательница, начинает когда-то бедной дворянкой, но, посвятив всю себя накопительству, к 60-ти годам, скупает до 4 тысяч душ крепостных. Муж её, Владимир Михайлович, безалаберный пьяница, коротавший дни, подражая пению скворцов, петухов и сочиняя стихи в духе Баркова, кончил тем, что заперся от жены в комнате и слёг в постель. От него Арина Петровна имеет четверых детей: дочь Аннушку и трёх сыновей. Аннушка, в молодости бежала с корнетом Улановым, родила от него дочерей Анниньку и Любиньку, но вскоре умерла, брошенная супругом. Старший сын, Степан характером похож на отца: такой же любитель шуток и шалостей. Окончив университет, он по беспечности оказался неспособен к службе. Мать купила ему дом в Москве и отделила от себя. И вот теперь она узнаёт: Степан разорился, продал задёшево дом («родительское благословение»), промотал и полученные за него деньги, пробовал побираться у своих же крепостных, уехавших в Москву на оброк, хотел даже отправиться на Крымскую войну с ополчением. Но теперь жить ему стало вообще нечем, и он решил возвратиться в поместье Головлёво к матери.

 

Господа Головлёвы. Семейный суд. Краткий пересказ

 

Арина Петровна, женщина необычайно скупая, не хочет кормить «Стёпку-балбеса». Она письмами приглашает двух других сыновей на «семейный суд», который должен решить, что делать со Степаном. Из этих двух сыновей Арины Петровны, средний, Порфирий, с детства отличается необычайной льстивостью и лицемерием, за что получает клички Иудушка и Кровопивушка. Младший сын, Павел, – человек неплохой, но недалёкий, угрюмый и замкнутый, очень бездеятелен, почти всегда молчит.

Степан выезжает из Москвы в родную деревню на дешёвом «дележане». За поездку платит его же крепостной Иван Михайлович, ставший в Москве трактирщиком. Он и кормит Степана в дороге. От пьянства Степан Владимирович давно уже перестал походить на помещика. Он худ, нечёсан, с распухшим лицом, в грязной рубахе, без умолку говорит сиплым голосом, постоянно перескакивая с предмета на предмет. По пути гадает, примет ли его жадная «ведьма»-мать. То и дело прикладывается к полуштофу водки.

Последние 15 вёрст от большой дороги Степан идёт домой пешком через лес, в мрачных предчувствиях. Увидев головлевскую барскую усадьбу, он бледнеет: ему мерещится там гроб!

Мать даже не допускает его к себе в комнаты. Выйдя на крыльцо, она велит ему поселиться во флигеле, рядом с конторой управляющего. Арина Петровна кормит «балбеса» одними объедками, из одежды даёт ему лишь старые туфли и поношенный отцовский халат. Полуголодный Степан выпрашивает яйца и ватрушки у крестьян. Он видит при этом, что мать получает большие доходы с разных своих деревень, отовсюду ей везут продукты и деньги. От безысходности Степан начинает думать: «Вот бы околеть!»

Тем временем Порфирий и Павел приезжают на семейный совет. Арина Петровна жалуется им, что смолоду без устали «трудилась для семьи», а теперь «балбес» профукал «родительское благословение» и «повис у неё на шее». Чтобы избавиться от Степана, она думает выделить ему папенькину бедную вологодскую деревнюшку «и пусть живёт там во флигелечке, как убогий, на прокормлении у крестьян».

Иудушка-Порфирий в ответ с приторной елейностью начинает расписывать, как он уважает «друга-маменьку». Но её плану он противится, убеждая, что Степан и деревеньку промотает, как московский дом, а потом опять нищим явится в Головлёво. Мать напоминает: по закону «балбесу» всё равно придётся выделить какую-то долю отцовского имущества. Однако Иудушка настаивает: надо, пользуясь его теперешним беспомощным состоянием, взять с него письменный отказ от всяких претензий. Павел при этом разговоре только тупо молчит, и Арина Петровна соглашается с советом Порфиши.

Братья идут навестить Степана и дарят ему 50 рублей. Имея теперь деньги, он вновь начинает пить, доставая водку через деревенского старосту. Наступает осень, а мать не даёт постылому сыну даже свечей. В вечерней темноте своей комнаты, куда Арина Петровна никогда не наведывается, он предаётся пьянству, желая «окунуться в волну забвения до того, чтоб и выкарабкаться из нее было нельзя». Он без возражений подписывает отказные бумаги, присланные матерью – и ещё хвалится потом старосте, что «теперь чист, ни плошки, ни ложки – ничего теперь у меня нет, да и впредь не предвидится! Успокоил старуху!»

Раз Степан пробует бежать из Головлёва, вылезши в одном халате через окно. Но под ночным ноябрьским дождём он быстро замерзает и падает. Его находят в 20 верстах от имения и привозят обратно. В этот раз «балбесу» удаётся отлежаться, однако его давно уже мучит кашель, а от водки всё сильнее болит сердце. Мать корит Степана, говоря, что если бы он умер в дороге, то опозорил бы её на всю округу. Степан принимает упрёки молча и с этого времени вообще перестаёт разговаривать.

Вскоре к Порфирию и Павлу приходят от матери письма с извещением о его смерти и наставлением: «Кто родителей не почитает – всегда должен для себя такого конца ожидать... Печалиться вам не советую: может, ему на том свете хорошо».

 

Для перехода к краткому содержанию следующей главы «Господ Головлёвых» пользуйтесь кнопкой Вперёд ниже текста статьи.

На нашем сайте вы можете прочитать полный текст «Семейного суда» и краткое содержание «Господ Головлёвых» целиком в одной статье.

© Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека.