Возмущение отправкой Володьки в воспитательный дом производит в Евпраксеюшке сильную душевную перемену. До тех пор безразличная и покорная, она теперь решает взбунтоваться против Порфирия Владимировича.

Вскоре она перебивает его обычные лицемерные речи за завтраком, заявив: «А вот в Мазулине экономка Палагеюшка не то, что я, – сидит руки скламши, да в шелковых платьях ходит. И в церкву в коляске четверней вместе с барином ездит».

 

Господа Головлёвы. Выморочный. Краткий пересказ

 

Удивлённый Иудушка пробует напомнить дерзкой, как «Бог за неблагодарность наказывает», но Евпраксеюшка затыкает ему рот: «нечего зубы-то заговаривать! нечего на Бога указывать!» Он бросается было на неё с кулаками, но она так решительно выпячивает грудь, что Порфирий Владимирович, опешив, отступает и тихим шагом бредёт в кабинет.

К ночи он стучится в Евпраксеюшкину комнату: «Ты здесь?» – «Здесь, да не про вас!», раздаётся оттуда.

Евпраксеюшка начинает высмеивать Иудушку каждодневно:

– Куском попрекаете? А какой мне интерес у вас служить окромя квасу да огурцов? Где-то Володюшка мой теперь? Вот у мазулинского господина Палагеюшка дочку родила — сейчас ее в батист-дикос нарядили!

После первой же ссоры она, не спросясь, на весь вечер уходит к попу в гости. Наступает весна, и Евпраксеюшка начинает открыто гулять от «старой гнилушки» Иудушки с кучером Архипом и конторщиком Игнатом. Она прекращает всякую заботу о барине, не подаёт ему чистого платья. Обед, завтрак и ужин сильно запаздывают: их теперь готовит полупьяный лакей Прохор. Ошеломлённый Иудушка замыкается в себе, слушает у окна весенние крестьянские песни и видит, как на гуляньях Евпраксеюшка словно шальная кидается от Архипа к Игнату.

В короткое время Порфирий Владимирович дичает. Насколько прежде он был придирчив и надоедлив к окружающим, настолько же теперь делается боязлив и угрюмо-покорен. Запершись в кабинете, он предаётся мечтам и занимается разными фантастическими подсчётами, разыгрывая в уме сцены с воображаемыми собеседниками. Мечтает, как накладывал бы штрафы на крестьян, как мстил бы соученикам и сослуживцам, которые прежде его обижали. В этих фантазиях Иудушка доходит до опьяняющего вдохновения: глаза его блестят, а губы покрываются пеной. Это похоже на запой, от которого умерли два его брата, но у Порфирия Владимировича запой иного рода – запой праздномыслия.

Зашедшая однажды к нему Евпраксеюшка поражается: Иудушка сидит в засаленном халате, бледен, нечесан, оброс какой-то щетиной вместо бороды.

– Баринушка! что случилось?  – восклицает она в изумлении.

– Если ты, девка распутная, еще когда-нибудь… в кабинет ко мне… Убью! – отвечает он с ненавистью.

Уже наступает осень, но Порфирий Владимирович так и не покидает своих мечтаний. То ему представляется, как они с давно схороненным верным старостой Ильёй невидимками идут на пустошь Уховщину и видят, что она заросла прекрасным сосновым лесом. Иудушка бросается к счётам и прибрасывает на них сумму, за которую этот лес можно продать… Развивая фантазии дальше, он представляет, как ловит в роще мужичишку, который собирался воровски срубить барскую берёзку – и тут же обкладывает его штрафом. Потом хватает в господском овсе трех крестьянских кур…

Затем представляет, как бы он сейчас побеседовал с покойной матушкой и попенял ей за то, что она не смогла принудить тётеньку Варвару Михайловну остаться бездетной – тогда бы «и деревня Горюшкино нашей была». Потом укорил бы её за покупку дома в Москве для беспутного брата Степана. Порфирий Владимирович устремляется к столу, чтобы высчитать размер убытков, который матушка причинила всем этим.

Эти мечты застилают весь мир в его глазах. Он лихорадочно бросается в кабинете от бумаги к счётам, от счётов к бумаге…

 

Для перехода к краткому содержанию предыдущей / следующей главы «Господ Головлёвых» пользуйтесь кнопками Назад / Вперёд ниже текста статьи.

На нашем сайте вы можете прочитать полный текст главы «Выморочный» и краткое содержание «Господ Головлёвых» целиком в одной статье.

© Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека.