Эпизод с Ольгой показал, сколько в душе тучного и ленивого Обломова таится еще юношеской свежести и искренней восторженности. Случай с Ольгой был последней попыткой и со стороны самого Обломова спастись от угрожавшей ему трясины и со стороны близких ему людей спасти Обломова.

Вначале Обломов встряхнулся. Душу его захватила горячая привязанность к молодой девушке. На некоторое время изменился весь порядок жизни Обломова; казалось, в его жизнь ворвались весна и поэзия. Обломов становится подвижен, разговорчив, он восхищается природой и музыкой Ольги. Они много бродят и разговаривают. Казалось, перелом совершался. Но могущественные задатки воспитания и наследственности взяли верх.

У Обломова еще с детства был большой запас эгоизма, – и он проявился в его чувствах к Ольге. Зашевелился в его сердце и червь честолюбия – ему захотелось поиграть роль «победителя» Ольги – вспомнился, быть может, Иван-Царевич, овладевший Царь-Девицей... Из этой «игры», однако, произошло то, что Ольга оскорбилась такой мечтой Обломова. Но это недоразумение кое-как уладилось, – гораздо хуже было то, что ей скоро пришлось убедиться в неизлечимости лени Обломова – и с горечью она повяла, что её самоотверженная любовь не спасет его.

Сначала утомила его эта любовь, с неизбежными свиданиями, частым посещением Ольги; потом испугала его предстоящая свадьба, с хлопотами и беспокойствами. Наконец, временный недостаток денег и... ледоход на Неве, все это ослабило, а потом убило энергию его.

Переселившись на Выборгскую сторону, попав опять в атмосферу родной Обломовки, он без борьбы отдался прежней жизни; со страхом обманывая себя и Ольгу, упорно гнал он от себя свою чистую любовь. Ольга поняла своего героя, поняла, что его лень – не комическая, а трагическая черта его души. Поняла она и то, что сама переоценила свое к нему чувство.

«Я узнала недавно только, – говорит она, – что я любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова! Ты кроток, честен, Илья; ты нежен... голубь; ты прячешь голову под крыло – и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизнь проворковать под кровлей... да я не такая: мне мало этого, мне нужно чего-то еще, а чего – не знаю!»

Перед представившейся необходимостью радикально изменить жизнь и все свои привычки, перед хлопотами и делами, необходимыми для начала новой жизни, Обломов спасовал. Он снова залег в свою берлогу и на этот раз уже безвозвратно. Ольга и Штольц убедились в полной невозможности вырвать Илью Ильича из Обломовщины. Он сам просит их оставить бесплодные попытки и говорит Штольцу: «Я прирос к этой яме больным местом: попробуй оторвать – будет смерть». Разочаровавшись в Обломове, Ольга выходит замуж за Штольца, – очевидно, видя в нем то совершенство, до которого не удалось ей довести Обломова.

Теперь единственная забота Обломова, чтобы «жизнь его не трогала», чтобы не нарушали его тихую лень, не беспокоили мелкими тревогами дня. В конце концов, Обломов переселяется на Выборгскую сторону и там мирно доживает свой век. Ни внешне, ни внутренне он ничем себя не утруждает, давно перестал читать книги и газеты. И так тихо переходит в вечность.