Вернее Добролюбова оценили «Грозу» Островского (см. её краткое содержание и анализ) те критики, которые «луч света», озаряющий «темное царство», усмотрели в «знании», в «образовании»... Только оно может победить «темное царство», с мрачными остатками старины. Представителем такого знания, которое уже начинает борьбу с мраком, является в пьесе Кулигин – механик-самоучка. Самым нелепым воплощением старого мрака представлена странница Феклуша.

 

Слушать аудиокнигу с текстом монолога Кулигина «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе...»

 

Кулигин – сторонник знания, сторонник культуры; он уже вырос из того мрачного «натурализма», который даже самодура-Дикого делает «рабом природы», как жалкого, первобытного дикаря. Дикой боится грозы: он видит в ней проявление гнева Божьего и потому бороться с грозой, при помощи громоотвода, считает «грехом»[1]. Поклонник Ломоносова, Кулигин усвоил его точку зрения, которая мирила «науку» и «религию», – и величие Бога стремилась доказывать при помощи изучения естественных наук. В своем «Послании о пользе стекла» Ломоносов выражает это, новое для России, отношение человека к природе. Он нападает на «слабый ум» своих современников, которые считали «грехом» всякую попытку истолковать, что такое град и молния, которые «неурожай» объясняли «гневом Божьим» и считали «грехом» давать ему естественные объяснения:

 

Когда в Египте хлеб довольный не родился,
То грех ли то сказать, что Нил там не разлился?

 

 

Кулигин, страстный поклонник Ломоносова, подобно своему учителю, опоэтизировал свое научно-религиозное понимание жизни природы. Художник в душе, человек, приверженный к религии и к тем убогим искрам знания, которыми подарила его судьба, он трезво смотрит на действительность и борется с нею во имя общественных интересов. Он наивен с верой в то, что ему удастся изобрести «перпету-мобиль» (вечный двигатель) – но он трогателен с этой верой в свои силы. Сам Петр Великий выписывал из-за границы мастеров для изобретения этой фантастической машины, в возможность которой он верил так же наивно и твердо, как впоследствии Кулигин, – этот, в XIX веке, представитель петровской Руси.

 

Слушать аудиокнигу с текстом монолога Кулигина «Вот какой, сударь, у нас городишко...»

 

Кулигин составляет исключение в городке Калинове по своей жажде образования, по своему интересу к миру культуры. Это натура мягкая, восторженная и чуткая. Он любит природу, любит поэзию, он чует возможность иной, более благородной и осмысленной жизни и не может примириться с грубостью и жестокостью нравов своего города. Одаренный талантом изобретателя, умственно-пытливый, Кулигин является показателем тех прекрасных жизненных сил, который зреют в русском народе и могуче обнаружатся тогда, когда кончится власть темного царства деспотизма и насилия.



[1] «Какое ещё там елестричество! Ну как же ты не разбойник? Гроза-то нам в наказанье посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами, да рожнами какими-то, прости Господи, обороняться, Что ты, татарин что ли?»