В истории русской литературы значение драматургии А. Н. Островского (см. его краткую и более подробную биографии) громадно: тесно примыкая в своем творчестве к деятельности великих своих учителей Пушкина, Грибоедова и Гоголя, Островский сказал и свое слово, сильное и умное. Реалист по манере письма и художественному миросозерцанию, он дал русской литературе необыкновенно много самых разнообразных картин и типов, выхваченных из русской жизни.

 

Александр Николаевич Островский. Учебный видеофильм

 

«Читая его произведения, прямо поражаешься необъятной шириной захвата русской жизни, обилием и разнообразием типов, характеров и положений. Как в калейдоскопе, проходят перед нашими глазами всевозможного душевного склада русские люди, – тут и купцы-самодуры, с их забитыми чадами и домочадцами, – тут и помещики и помещицы – от широких русских натур, прожигающих жизнь, до хищных скопидомок, от благодушных, чистых сердцем, до черствых, не знающих никакого нравственного удержу, их сменяет чиновничий мир, со всеми разнообразными представителями его, начиная от высших ступеней бюрократической лестницы и кончая потерявшими образ и подобие Божие, мелкими пропойцами-сутягами, – порождением дореформенных судов, далее идут просто беспочвенные люди, честным и нечестным путем перебивающиеся изо дня в день, – всякого рода дельцы, учителя, приживальщики и приживальщицы, провинциальные актеры и актрисы со всем окружающим их миром.. А наряду с этим проходит далекое историческое и легендарное прошлое России, в виде художественных картин жизни волжских удальцов XVII века, грозного царя Ивана Васильевича, Смутного времени с легкомысленным Дмитрием, хитрым Шуйским, великим нижегородцем Мининым, боярами ратными людьми и народом той эпохи», – пишет дореволюционный критик Александровский.

В те дни (до реформ Александра II), когда, по выражению поэта, «все коснело на Руси», когда лишь маленькая горсточка русского народа, лучшая часть его верхних слоев была озарена светом цивилизации, питалась плодами западной культуры, а все остальное лежало в глубоком мраке, Островский стал пробираться в неисследованные области русской жизни и освещать мрачные уголки её, от которых становилось жутко. Так, волею художника был сдернут покров с одного из самых мрачных углов русской жизни, и дикий, темный мир купечества, где убивались лучшие силы и царствовали самодуры, предстал пред читателем и зрителем во всем своем грубом своеобразии.

 

 

Для того, чтобы осушить болота и оздоровить местность, нужно подвергнуть ее живительным лучам солнца. Таким солнцем для, русской жизни было творчество её великих писателей, которые, художественно изображая быт России, тем самым сослужили ей великую общественную службу. Островский шел в данном случае по стопам Пушкина и Гоголя. Точно так же развернул он потрясающие картины чиновничьего быта, показывая язвы русской жизни, показывая борьбу в ней победоносных темных начал с пробуждающимися светлыми силами. Лучи света в темное царство нес он, явившись со своими пьесами как раз в эту эпоху, когда пробужденное к живой деятельности общество вело упорную борьбу с призраками темного царства.

Островский сознавал могучую роль театра в деле развития культурного самосознания в народе, просвещения его, сознавал, как велико влияние драматических зрелищ на общество, и считал театр одной из лучших школ для народа. «Театр, – писал он в докладной записке Императору Александру III об устройстве в Москве национального театра, – театр с честным, здоровым, художественным народным репертуаром, развивает народное самопознание и воспитывает сознательную любовь к отечеству... Драматические произведения ближе к народу, чем все другие отрасли литературы. Всякие другие произведения пишутся для образованных людей, а драмы и комедии – для всего народа; эта близость к народу нисколько не унижает драматической поэзии, а напротив, удваивает её силы и не дает ей опошлиться и измельчать; только те произведения пережили века, которые были истинно народными у себя дома; такие произведения делаются со временем понятными и ценными и для других народов, а наконец, и для всего света». Но не имея возможности осуществить мечту о национальном театре в Москве, Островский собственными творчеством создал в России театр; многочисленные его пьесы, столь широко и разнообразно отражающие русскую жизнь, являются одним из лучших украшений русской сцены.

Русскую жизнь Островский изобразил очень объективно, – он недолго был под влиянием славянофильства, а затем, освободившись от влияния всякой партийности,судил русскую жизнь с высшей точки зрения – человека гуманного, прогрессиста, который верит в очистительную и возвышающую силу знания. Что бы ни изображал Островский, в какие бы мутные бездны человеческого духа ни вводил он читателя, надо всем царит его светлое, гуманное мировоззрение, вера в человека и его силы, любовь к жизни, глубокое сочувствие ко всем страждущим и угнетенным, кроткий, добродушный юмор. Своею объективностью и непартийностью он напоминает особенно Гончарова, каким он был, когда рисовал своего Обломова.

Островский – один из самых ярких национальных русских писателей. Изучив до глубины наиболее консервативные слои русской жизни, он сумел рассмотреть в этой жизни добрые и злые остатки старины. Он полнее других русских писателей познакомил нас с психологией и миросозерцанием русского человека.

 

Ссылки на другие статьи о творчестве А. Н. Островского см. ниже, в блоке «Ещё по теме...»