Мережковский, Дмитрий Сергеевич – писатель (14.8 [2.8 старого стиля] 1865, Санкт-Петербург – 9.12.1941, Париж). Родился в семье мелкого дворцового чиновника из украинского дворянского рода. В 1884-89 учился на историко-филологических факультетах Московского и Санкт-Петербургского университетов.

Первое стихотворение Мережковского было напечатано в 1881, сборники стихов выходили в 1888-1904. В 1889 Мережковский женился на Зинаиде Гиппиус. В 1890-е годы он переводил греческие трагедии, ездил в Грецию. Начатое им обширное религиозно-философское произведение в форме романа в 1896-1905 превратилось в роман-трилогию Христос и Антихрист. Широкое признание получили его сборник статей Вечные спутники (1896) и обширное исследование Толстой и Достоевский (1901). Вторая часть романа-трилогии – Воскресшие боги. Леонардо да Винчи (1901) принесла ему писательскую известность в Западной Европе.

Мережковский, фото

Дмитрий Сергеевич Мережковский, фото 1890-1900

 

В 1905-12 Мережковский жил в Париже, его произведения по-прежнему печатались в России. Выходили его собрания сочинений: в 1911-13 – 17-томное, в 1914 – 24-томное.

Будучи противником Октябрьской революции, в конце 1919 Мережковский бежал из Советской России через Варшаву в Париж. Находясь в убеждении, что большевизм является абсолютным метафизическим злом, Мережковский стал активным публицистом, выступавшим против советской власти. В 1921 он писал: «Наша русская беда – только часть беды всемирной», «Мы – первые, но не последние».

До 1925 Мережковский еще публиковал исторические романы, затем последовали 10 книг его философской прозы, например, Иисус Неизвестный (1932) и опубликованный только по-немецки роман Смерть и воскресение (Tod und Auferstehung, 1935), в которых также выразился его неутомимый поиск божественной истины.

В своей вере во всемирную миссию русской эмиграции и в своей ненависти к коммунистической системе Мережковский заходил так далеко, что возлагал надежды даже на гитлеровский поход в Россию. Его 24-томное собрание сочинений 1914 года было перепечатано на Западе в 1973. В Советском Союзе публикация произведений Мережковского возобновилась лишь в 1986.

Творчество Мережковского находится под влиянием его своеобразного отношения к религии: он стремился к «обновлению христианства». Первые стихи Мережковского написаны под влиянием Надсона, позднее он выступает как первопроходец символистской поэтики. В своих романах, отчасти под влиянием Ницше, В. Соловьева и Розанова, Мережковский высказывает историческую и религиозно-философскую концепцию, согласно которой развитие европейской культуры рассматривается в категориях борьбы между язычеством и христианством, между плотью и духом, – взгляды в истоке своем философского, а не исторического порядка. Восстание декабристов 1825 года Мережковский изобразил в романе 14 декабря (1918) в свете ужасов, пережитых во время Октябрьской революции.

Структура романов Мережковского относительно неизменна. Для развития своих взглядов он использует отчеканенные антитезы, повествование строится на выведении рядом со значительным историческим лицом, играющим главную роль в романе, еще одного, незначительного лица, служащего для передачи мыслей автора. При всей широте охвата романы Мережковского написаны легко, захватывающе. Они имели успех не только на русском языке, но и в переводах.

 

См. также статью Мережковский – биография и творчество.