Зощенко, Михаил Михайлович – писатель (10.8. [29.7 старого стиля] 1894, Санкт-Петербург – 22.7.1958, Ленинград). Родился в семье художника, в 1913-15 изучал юриспруденцию в Санкт-Петербурге, в 1915 ушел добровольцем на фронт Первой Мировой войны. После большевицкого переворота вначале работал секретарём суда, инструктором по кролиководству и куроводству в Смоленской губернии, а в начале 1919 добровольно поступил в Красную армию. Дворянин по происхождению, он сделался полковым адъютантом 1-го Образцового полка деревенской бедноты, и несколько недель участвовал с ним в Гражданской войне (в боях под Нарвой и Ямбургом с белыми отрядами Булак-Балаховича). Однако уже в апреле 1919 года после сердечного приступа и лечения в госпитале 24-летний Зощенко был признан негодным к военной службе и демобилизован, поступив затем телефонистом в пограничную стражу.

 

Зощенко. История болезни. Краткое содержание для читательского дневника. Слушать аудиокнигу

 

Зощенко часто менял профессии: он был агентом уголовного розыска, делопроизводителем Петроградского военного порта, столяром, сапожником и в то же время посещал литературную студию Корнея Чуковского. В 1922 он дебютировал в печати. С 1921 Зощенко принадлежал к литературной группе «Серапионовы братья». Его юмористические и сатирические рассказы не обладали высоким литературным уровнем, но при общем падении при большевиках художественного вкуса принесли своему автору широкую популярность. С 1922, когда вышел в свет первый сборник Зощенко – Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова, и до 1946 его книги издавались и переиздавались 91 раз.

В произведениях 1920-х годов Зощенко создал комический образ героя-обывателя с убогой моралью и примитивным взглядом на окружающее. Задачам коммунистической идеологии такая сатира противоречила мало. Однако с ростом влияния догматической критики (РАПП) усилились и нападки на Зощенко; его упрекали в преувеличениях, в том, что изображаемые им социальные изъяны и человеческие слабости «не типичны» для СССР. Известный режиссер Мейерхольд вслед за пьесой Маяковского Клоп планировал поставить в сезоне 1930/31 комедию Зощенко Уважаемый товарищ, однако этот спектакль не увидел света, а постановка пьесы в Ленинграде не соответствовала авторскому замыслу. Но в 1929-31 власти не воспрепятствовали шеститомному изданию рассказов Зощенко – самому большому из всех вышедших до тех пор.

В 1930-х годах сатира Зощенко ещё более утратила остроту. В 1935 вышла его Голубая книга, в которой он во многом следует традиции циклов новелл эпохи Ренессанса, композиционно объединяя и обрамляя отдельные рассказы, причем некоторые из прежних его сатир, отличавшихся остротой, приобрели более приспособленческую к советским условиям форму, что ослабило их художественно. Ища удобной социальной ниши, Зощенко обратился к «несмешным» жанрам. В Истории одной жизни (1934) он изобразил процесс перевоспитания преступника в исправительно-трудовом лагере (внеся свою лепту в воспевание ГУЛага), а в 1939 написал биографию Тараса Шевченко в связи со 125-летием этого русофобского поэта.

Во время войны Зощенко «рвался на фронт», но уже в сентябре 1941 был эвакуирован сначала в Москву, а оттуда – в Алма-Ату. Его повесть Перед восходом солнца (1943), в которой он занимается автобиографическим самоанализом, описывая, как старался победить присущие ему меланхолию и страх жизни, подверглась резкой критике (Фадеев назвал ее антинародной, Тихонов – совершенно чуждой характеру советской литературы, ибо в книге этой ощущались элементы фрейдистского мировоззрения). Эта повесть замышлялась как часть автобиографического произведения Ключи счастья. Журнал «Октябрь» опубликовал в 1943 лишь первые главы Перед восходом солнца, дальнейшее печатание повести было запрещено. Вторая часть Ключей от счастьяПовесть о разуме – была опубликована в журнале «Звезда» лишь в 1972.

В послевоенные годы административный нажим на литературу («ждановщина») усилился, и в партийном постановлении от 14 августа 1946 о журналах «Звезда» и «Ленинград» Зощенко был избран главным объектом нападок наряду с Анной Ахматовой. Повод для нападок был столь ничтожным (публикация рассказа для детей Приключение обезьяны, 1945), что Зощенко (в апреле 1946 награждённый медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне») поначалу счёл это недоразумением, и лично обращался к Сталину в «поисках справедливости». Однако Союз писателей исключил его из своих рядов. Зощенко лишился главного источника заработков. Ему пришлось добывать средства на жизнь переводами и даже освоенным в молодости сапожным ремеслом.

После смерти Сталина Зощенко был восстановлен в Союзе писателей (июль 1953), но только в 1956 вышел сборник его избранных произведений; все это уже не могло ничем помочь сломленному таланту писателя. Посмертные издания Зощенко содержат лишь немногие из его ранних произведений.

Оценки, даваемые творчеству Зощенко советским литературоведением, разноречивы. Стиль Зощенко довольно своеобразен. Он имеет мало следов влияний таких литературных предшественников по схожему жанру, как Гоголь, Лесков, Чехов, Ремизов или от всей советской литературы. На двух-трех страницах Зощенко изображает события из советской обыденной жизни, увиденные сквозь призму вымышленного рассказчика, полуобразованного человека, которого искренне удивляют изъяны этой жизни, находящие в его изложении комическое преломление (сказ). Наряду с алогизмами, гиперболами и т. п. в этих рассказах Зощенко возникает особый комизм, в силу того что штампы советской пропаганды оказываются пересаженными в неподобающе банальный контекст. Замысел всех его произведений четко реализован, доводя повествование почти до грани неправдоподобия, хотя все основано на совершенно реальных происшествиях.

В некоторых более объемных произведениях Зощенко, например, Страшная ночь, комизм служит только для подчеркивания трагизма ситуации.