Паустовский, Константин Георгиевич (31.5. [19.5 старого стиля] 1892, Москва – 14.7.1968, там же) – лирический и пейзажный прозаик, дважды выдвигавшийся кандидатом на Нобелевскую премию. Его отец, имевший среди предков поляков, украинцев и турок (в том числе, по легендам, знаменитого гетмана Сагайдачного) был железнодорожным статистиком из Москвы, а дед – малороссийским казаком.

Первая литературная публикация Паустовского относится к 1912. В 1914 ему пришлось прервать учебу в Московском университете, чтобы устроиться на работу. Призванный на Первую Мировую войну, Паустовский служил в Польше и Белоруссии фронтовым санитаром, но был отпущен домой (как единственный оставшийся в семье сын) после гибели в один день на разных фронтах двоих его братьев.

С началом Гражданской войны Паустовский вместе с матерью и сестрой уехал на Украину. Он ненадолго призывался в армию гетмана Скоропадского, а затем – в Красную армию. Затем был журналистом в Киеве, Одессе и на Кавказе, с 1923 – в Москве.

Первый заметный успех принесла Паустовскому повесть Кара-Бугаз (1932), частью историческая, частью журналистская, частью поэтическая проза, связанная с тематикой социалистического строительства. С 1934, со времени, когда официальной доктриной в литературе становится социалистический реализм, Паустовский обращается преимущественно к описаниям природы и изображению людей творческого труда (Левитан, Кипренский, Шевченко). В творчестве Паустовского во время Второй мировой войны не появилось никакого ура-патриотизма, требовавшегося тогда, в своей прозе он отображал необычайные человеческие судьбы.

После войны он начал писать свое главное произведение – автобиографическую Повесть о жизни (1945-63), работу над которой смог продолжить только в начале хрущёвской оттепели, в 1954. С этого времени Паустовский начинает активно выступать за осмысление подлинных ценностей поэзии, за реабилитацию репрессированных писателей (Бабель, Олеша, Булгаков, ГринЗаболоцкий и др.) и в защиту писателей, подвергавшихся политическим нападкам (Дудинцев, Синявский, Даниэль).

Паустовский стал одним из составителей важнейших сборников либерального направления «Литературная Москва» (1956) и «Тарусские страницы» (1961). Шеститомная Повесть о жизни была переведена на многие языки; начиная со второй половины 50-х годов, к Паустовскому пришла международная известность. Получив возможность путешествовать, он посетил многие западноевропейские страны.

В СССР Паустовский пользовался уважением как один из тех, чье имя служит «символом честности», и как мастер, открывающий «поэзию в прозе». В 1966 году он подписал письмо двадцати пяти деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу против реабилитации Сталина. Он выступал в поддержку А. Солженицына, а незадолго до своей смерти уговорил А. Косыгина не увольнять с должности главного режиссёра Театра на Таганке Ю. П. Любимова.

До конца своих дней Паустовский жил то в Тарусе, то в Москве, где преподавал также в Литературном институте им. Горького.

Поэтическое дарование Паустовского заключается в детальном и наглядном изображении ситуаций. Оно по-настоящему проявилось в 1930-е годы, когда он обратился к прозе, насыщенной не действием, а описанием природы: лесов, озер и болот Мещёры, местности, расположенной к югу от Москвы. Вторая сфера, где проявился поэтический дар Паустовского, это – изображение встреч, меняющих судьбы людей. Главное внимание писатель обращает на доброе и прекрасное в человеке и природе.

Вне зависимости от длины произведения повествовательная структура Паустовского – аддитивная, в которой эпизод следует за эпизодом, преобладает форма повествования от первого лица – от рассказчика-наблюдателя. Более сложные структуры с соподчинением нескольких линий действия прозе Паустовского чужды.

Пьесы имеют в его творчестве второстепенное значение. Статьи Паустовского о современных ему писателях и путевые заметки являются переплетением личных воспоминаний, картин природы и размышлений. Своей лирической прозой и теоретическими работами о труде писателя (Золотая роза, 1955) Паустовский оказал положительное влияние на многих русских писателей, в том числе – на Ю. Казакова, Нагибина, Солоухина.