Алданов, Марк (настоящее имя – Марк Александрович Ландау) – писатель, (7.11 [26.10 старого стиля] 1886, Киев – 25.2.1957, Ницца). Алданов получил физико-математическое и юридическое образование в Киеве. В молодости он предпринимал далекие путешествия в разные концы света, а в разгар Гражданской войны эмигрировал в Париж (апрель 1919) вместе с небольшой группой правых социалистов. Там он, начиная с 1921, выступил как автор многочисленных исторических и современных романов. Будучи переведены более чем на 20 языков, они пользовались широким, но непродолжительным успехом. В 1941-47 Алданов жил в США, где он вместе с М. Цетлиным основал «Новый журнал».

 

Гении и злодеи. Марк Алданов. Последний джентельмен русской эмиграции

 

Алданов создал обширный цикл романов, который охватывает события русской и европейской истории с 1762 по 1948. В 1923-27 он опубликовал четыре романа о французской революции, объединенные под названием Мыслитель. В одном из лучших романов Алданова – Истоки (1950) – действие развивается вокруг убийства Александра II; здесь писатель исследует историю русской революции 1917, к которой он еще раньше обращался в нескольких произведениях – Ключ (1930), Бегство (1932), Пещера (1934-36).

Повесть о смерти (1953) рассказывает о Бальзаке, Начало конца (1939) – о предвоенной действительности, Живи как хочешь (1952) – о времени после войны.

Романы Алданова находятся под влиянием А. Франса и Л. Толстого. Основной интерес его описаний, зачастую полных иронического скепсиса, сосредоточен на людях; ему важны психология и философия, а не исторические события. В свои произведения, отчасти связанные между собой благодаря повторяющимся героям и искусно построенные (несмотря на значительные длинноты), Алданов часто включает указания на современные события, особенно на русскую революцию, даже если действие не связано с современностью.

Значительны Философские сказки Алданова, например, Десятая симфония (1931) и его статьи – портреты исторических и современных личностей, собранные в книгах Современники (1928), Портреты (1931) и Земли и люди (1932). В качестве собственного комментария автора к романам может служить его работа, посвященная роли случая, – Ульмская ночь (1953).