В романе «Эрек и Энида» (см. его краткое содержание) Кретьен де Труа анализирует вопрос: совместима ли любовь с рыцарскими подвигами? Решая эту проблему он ставит и другую, более широкую и значительную: каковы должны быть отношениями между любящими и в чем назначение женщины – возлюбленной и жены?

Хотя в обращении рыцаря Эрека с женой Энидой сказывается некоторая грубость и деспотизм, типичные для нравов того времени, роман в целом является апологией достоинства женщины. Кретьен хотел показать в нем не только совместимость доблести с любовью, но и то, что жена и возлюбленная могут соединяться в лице одной женщины, которая может быть еще и другом, деятельной помощницей мужа во всех делах.

Не делая женщину предметом куртуазного обожания и еще не наделяя ее правом равного с мужем голоса, Кретьен все же чрезвычайно поднимает ее человеческое достоинство, раскрывая ее нравственные качества. Антикуртуазная тенденция романа отчетливо сказывается в финальном эпизоде. Эрек, узнав, что существует чудесный сад, доступ в который охраняется грозным рыцарем, едет туда и побеждает рыцаря к великой радости последнего, получившего таким образом освобождение. Оказывается, что этот рыцарь был жертвой слова, неосторожно данного им своей «подруге», возлежащей посреди сада на серебряном ложе, – не покидать ее, пока не явится противник, более сильный, чем он.

Эпизод этот имеет целью противопоставить свободную, чуждую принуждения любовь Эрека и Эниды любви, имеющей характер порабощения.