Публицисты-сатирики екатерининской эпохи на литературу смотрели, как на средство выражать свои излюбленные общественные идеи. Но у писателей вроде Карамзина (в первый период его деятельности), у Ивана Дмитриева, Жуковского, Батюшкова – литература и поэзия оказались свободными от «служебных» целей. Дмитриев о своих сказках сказал:
Я знаю, что они неважны, бесполезны,
Но все ли одного полезного искать?
Для сказки и того довольно,
Что слушают ее без скуки, добровольно...
Обличительный элемент стал бледнеть в произведениях русских реалистов эпохи Александра I.
Из сказок Дмитриева особенно удачны следующие: «Модная жена», «Воздушные башни», «Причудница», «Карикатура».
В сказке «Модная жена» Дмитриев рисует живыми и яркими чертами семейную жизнь одноглазого сановника-Пролаза: он –
...в течение полвека
Все полз, да полз, да бил челом
И, наконец, таким невинным ремеслом
Дополз до степени известна человека –
– и стал ездить шестеркою в карете. Тогда он женился на пригожей девушке, которая его совершенно покорила, вертела им, а сама ловко его обманывала. Однажды, когда старый муж, желая угодить ей, отправился для неё за покупками, – к ней в гости явился –
...угодник дамский, Миловзор,
Взлетел на лестницу и прямо порх к уборной.
«Ах! я лишь думала... как мил!» – «Слуга покорный!» –
«А я одна!» – «Одне? тем лучше! где же он?» –
«Кто? муж?» – «Ваш нежный Купидон!» –
«Какой, по чести, ты ругатель!..»
Такая перестрелка остротами, вопросами и ответами продолжается до тех пор, пока не возвращается старый муж, обремененный покупками. Желая скрыть от супруга посещение Миловзора, жена притворилась дремлющей... Он видит, что жена –
В полглаза на него глядит сквозь тонка сна;
Он ближе к ней – она проснулась,
Зевнула, потянулась...
Потом,
Простерши к мужу руки:
«Каким же, – говорит, – я крепким сном
Заснула без тебя от скуки?»
Потом она рассказывает мужу, что ей приснилось, будто он видит на оба глаза –
«Ну, если этот сон не лжив? Позволь мне испытать!» –
И вмиг, не дав супругу
Придти в себя, одной рукой
Закрыла глаз ему – здоровый, не кривой –
Другою же на дверь указывая другу,
Пролазу говорит: «Что? видишь ли, мой свет?»
Муж отвечает: «Нет!» –
«Ни крошечки?» – «Нимало!
Так темно, как теперь, еще и не бывало!»
Пользуясь «темнотою» старика, Миловзор исчезает из комнаты. Написанная прекрасным языком, украшенная живыми диалогами, эта сказка Дмитриева ярко рисует сцены из действительной жизни: старый Пролаз, его молодая жена и Миловзор, – все это типичные лица, – они, как живые, вырисовываются из их собственных речей и поступков, – сам автор от себя не говорит ничего.