В последнее десятилетие своей жизни Фридрих Шиллер создает ряд замечательных драматических произведений: трилогию о Валленштейне (1799), «Марию Стюарт» (1800), «Орлеанскую деву» (1801), «Вильгельма Телля» (1804).

В этих поздних драмах Шиллер далек от бунтарства «Разбойников», но вместе с тем в них преодолевается ограниченность индивидуализма «Бури и натиска». Личность утрачивает прежнее самодовлеющее значение. В «Лагере Валленштейна» Шиллер впервые дает массовые сцены, через которые раскрывается историческое своеобразие эпохи Тридцатилетней войны (1618 – 1648). В драме «Орлеанская дева» романтически воссоздан образ французской национальной героини Жанны д'Арк.

В драме «Вильгельм Телль», написанной по сюжету средневековой легенды, изображается борьба швейцарских пастухов против своих австрийских феодальных господ. Наглый и самонадеянный наместник Герман Геслер своим обращением со швейцарцами доводит дело до восстания.

С шекспировской широтой Шиллер рисует колоритные массовые сцены, показывая народ из разных концов Швейцарии: крестьян из Швица, крестьян из Ури, из Унтервальдена, пастухов, рыбаков, каменотесов, охотников.

Шиллер показывает, как преодолевается разобщенность отдельных кантонов, как крепнет единство народа, как растет национальное и гражданское сознание героя драмы Вильгельма Телля, посылающего стрелу в голову ненавистного Геслера.

Швейцарцы восстают, чтобы «свергнуть ненавистный гнет и отстоять старинные права, завещанные предками».

В поздних драмах Шиллера находят отражение важнейшие вопросы национального развития Германии. Главным для этой страны тогда был вопрос о единстве. И весьма примечательно, что именно единство народа, рожденное в борьбе, становится в «Вильгельме Телле» залогом победы над тиранией.

 

Бессмертна жизнь. Иные силы впредь
К величию народы поведут... –

 

говорит, умирая, представитель старого феодального рода барон Аттингаузен. В этих словах находит отражение оптимистическая вера Шиллера в будущее.