Пьер, крепившийся в плену, после освобождения из него слегает больным и три месяца лежит в Орле. В день освобождения он видел труп Пети Ростова и тогда же узнал от Денисова о смерти князя Андрея в Ярославле и о смерти Элен.

После плена Пьер не сразу привыкает к тёплой постели, к тому, что у него будет сытный обед. Факты смерти Болконского и жены, событие изгнания французов он тоже осознаёт лишь постепенно. «Радостное чувство свободы – той полной, неотъемлемой, присущей человеку свободы, сознание которой он в первый раз испытал на первом привале, при выходе из Москвы, наполняло душу Пьера во время его выздоровления. Он удивлялся тому, что эта внутренняя свобода, независимая от внешних обстоятельств, теперь как будто с излишком, с роскошью обставлялась и внешней свободой». «Ах, как хорошо! Как славно!» – говорит он себе, обедая и ложась в тёплую кровать.

«То самое, чем он прежде мучился, чего он искал постоянно, цели жизни, теперь для него не существовало». Он понимает, что цели жизни вообще нет. «И это-то отсутствие цели давало ему то полное, радостное сознание свободы». Он не мог иметь цели, потому что он теперь имел веру в Бога.

Пьер ощущает непосредственным чувством то, что ему давно уж говорила нянюшка: что Бог – вот он, тут, везде. Он в плену узнал, что Бог в Каратаеве более велик, бесконечен и непостижим, чем в признаваемом масонами Архитектоне вселенной. «Он всю жизнь свою смотрел туда куда-то, поверх голов окружающих людей, а надо было не напрягать глаз, а только смотреть перед собой... Прежде разрушавший все его умственные постройки страшный вопрос: зачем? теперь для него не существовал. Теперь на этот вопрос – зачем? в душе его всегда готов был простой ответ: затем, что есть Бог, тот Бог, без воли которого не спадет волос с головы человека». [См. Нравственные искания Пьера Безухова.]

 

Читайте полный текст этой главы романа и его краткое содержание целиком. Для перехода к краткому содержанию следующей / предыдущей главы «Войны и мира» пользуйтесь кнопками Вперёд / Назад ниже текста статьи.

© Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека.