Старый помещик Гринев, отец Петруши, обрисован Пушкиным в «Капитанской дочке» (см. её краткое содержание, полный текст и анализ) коротко, но удивительно мастерски. Это – яркий представитель лучшей части нашего поместного дворянства, организованного и воспитанного Петром Великим в суровой школе военных походов и иных несносных трудов и жертв, которыми строилась и крепла империя. Он – слуга отечеству и государю. Эту службу отец Гринёва понимает, как свой дворянский долг, и в таком духе воспитывает своего сына.

Человек самостоятельный, даже упрямый, честный и негибкий в жизни, он не ужился на военной службе, рано вышел в отставку и повел замкнутую жизнь в своей отдалённой деревушке. Действие романа застает его уже пожилым, но сохранившим бодрость духа и ясность ума. Человек, несколько суровый, даже деспотический, он, в то же время, справедлив и сдержан. К жене, сыну и крепостным относится он с той патриархальной и «разумной» строгостью, которую рекомендовал русским людям «Домострой», – но его любят и уважают.

Пушкин подчеркивает, что в душе отца Гринёва немало «аристократизма». К крестьянам относится он, как «барин», родословною своей гордится. Эта гордость дворянина, традицией которого из века в век, была «служба» родной земле, воспитавшая в нем сознание долга перед родиной и государем. Отец-Гринев отчасти (хотя далеко не во всём) напоминает старого князя Болконского из «Войны и Мира».

Отправляя Петрушу на службу, родитель дает ему характерный совет: «служи верно, кому присягаешь; на службу не напрашивайся, от службы не отказывайся; не гоняйся за лаской начальника; береги платье с нова, а честь смолоду. Ложный слух об измене сына поражает его больнее, чем поразила бы весть об его смерти.

Честь – главный двигатель всех чувств и поступков старого Гринева. Руководствуясь всегда и во всем честью, он умеет ценить ее и в других. Исповедуя культ чести, как верности служебному и сословному долгу, отец-Гринев привил этот культ своему сыну и тем спас его от падения в Белогорской крепости и при столкновении с Пугачевым.

Несмотря на свою суровость, старый Гринёв отличается и добротой. Это видно из отношений его к Маше, которую он, несмотря на предубеждение, приютил у себя. (См. Образ Маши Мироновой в «Капитанской дочке».)