Пушкин «Капитанская дочка», 5 глава «Любовь» – краткое содержание

Гринёв очнулся в доме коменданта Миронова, с перевязанной грудью и плечом. Рядом был верный Савельич. Потом подошла и Маша. Оба они ахнули, когда Петруша открыл глаза: он уже пятые сутки лежал без сознания.

Тут же заснув в бессилии, Гринёв пробудился на следующий день. Рядом сидела Маша. Петруша со слезами восторга прильнул лицом к её руке, а она поцеловала его. Гринёв стал умолять, чтобы Маша стала его женой.

 

Капитанская дочка. Глава 5. Краткое содержание. Иллюстрированная аудиокнига

 

Охваченный счастьем, Петруша быстро пошёл на поправку. Маша безо всякого жеманства призналась ему в сердечной склонности и согласилась стать его супругой. Она была уверена, что её родители не станут чинить браку препятствий, но настаивала, чтобы Гринёв узнал мнение своих матери и отца.

Гринёв написал родителям письмо, прося их согласия на женитьбу. Швабрин тоже посетил его и просил прощения за нанесённую во время дуэли рану. Великодушный Гринёв обещал Швабрину не помнить зла...

Спустя несколько дней Савельич принёс Петруше ответное письмо от отца. Оно было составлено в гневном и строгом тоне. Отец горячо бранил Петрушу за дуэль, называл его «сорванцом», отказывал в благословении на брак с Машей и сообщал, что отправил генералу Андрею Карловичу просьбу перевести его из Белогорской крепости в другое место.

Гринёв был в отчаянии и негодовал на Савельича, полагая, что именно он уведомил отца о его ранении на дуэли. Однако Савельич, едва не рыдая, отрицал обвинения в «доносе». В подтверждение своих слов он показал другое письмо, где отец Петруши ругал его «старым псом» за то, что не он, давнишний слуга, а посторонние люди сообщают домой о «проказах» вверенного его заботам юноши.

Гринёв знал, что и капитан Миронов не писал его отцу о поединке. Он понял: донос послал, видимо, коварный Швабрин, который один имел выгоду в удалении его из крепости и разлучении с Машей.

Савельич составил барину послание, где оправдывал себя в комичных простонародных выражениях. Гринёв же пошёл показывать отцовское письмо Маше. Прочитав его, она побледнела. «Видно, не судьба, – сказала Маша. – Но буди во всем воля Господня! Бог лучше нашего знает, что нам надобно. Делать нечего, Петр Андреич; будьте хоть вы счастливы…»

Гринёв уговаривал её венчаться и без родительского благословения. «Нет, Пётр Андреич, – отвечала Маша, – Без благословения не будет тебе счастия. Покоримся воле Божией. Коли найдешь себе суженую, коли полюбишь другую – бог с тобою, Петр Андреич; а я за вас обоих…» Она заплакала и ушла.

С этих пор Маша стала чуждаться Гринёва. Он почти перестал ходить в дом коменданта. Жизнь сделалась для него тягостной. Гринёв впал в мрачную задумчивость и боялся сойти с ума. Но неожиданные происшествия вдруг вывели его душу из оцепенения.

 

См. полный текст и план этой главы.

© Автор статьи – Русская историческая библиотека. Для перехода к краткому содержанию следующей / предыдущей главы «Капитанской дочки» пользуйтесь расположенными ниже кнопками Вперёд / Назад.