На другой день Тарас Бульба уже совещался с новым кошевым, как поднять запорожцев на какое-нибудь дело. Не все в Сечи хотели идти в поход, поэтому действовать приходилось осторожно.

По приказу кошевого вновь ударили в литавры. Казаки высыпали на площадь. Между ними уже раздавался говор: «Пропадает даром казацкая сила: нет войны!.. Старшины забайбачились, позаплыли жиром очи!.. Нет, видно, правды на свете!»

 

Тарас Бульба. Глава 4. Краткий пересказ. Иллюстрированная аудиокнига

 

Кошевой вышел к толпе с речью. «Панове добродийство, многие из вас позадолжались в шинки евреям и своим братьям столько, что ни один черт теперь и веры неймет. К тому же есть много хлопцев, которые еще в глаза не видали, что такое война, тогда как молодому человеку без войны не можно пробыть. Какой он запорожец, если ни разу не бил бусурмена? Не думайте, панове, что я хочу нарушить мир, который мы обещали султану. Я просто думаю: хорошо бы  пустить с челнами не всех, а одних молодых, пусть немного пошарпают турецкие берега».

Толпа одобрительно заревела. Запорожцы тут же начали готовиться к морскому походу. Несколько человек отправились на другой берег Днепра, в войсковую скарбницу, где, в неприступных тайниках, под водою и в камышах, скрывалась войсковая казна и часть оружия. Другие бросились конопатить, смолить и обвязывать камышами челны. Стук и рабочий крик поднялся по всей окружности.

Но в это время к берегу причалил большой паром, где стояли оборванные, нищего вида казаки. Один из них, приземистый и плечистый, вышел вперёд и крикнул запорожцам, что прибыли они к ним с бедой.

«С какою?» – закричали казаки. – «А вы разве не слыхали, что делается на гетьманщине?» – удивился плечистый. – «Что же?» – «Да там святые церкви теперь не наши. Поляки раздали их в аренду евреям, и если еврею не заплатишь, то и обедню нельзя править, и пасхи святить невозможно! Ксендзы ездят теперь по всей Украйне в таратайках и запрягают в них вместо коней православных христиан».

«А что ж вы делали сами? – воскликнул кошевой. – Как попустили такому беззаконию!» – «А против нас, – отвечали приезжие казаки, – вышло пятьдесят тысяч поляков. И гетман наш теперь лежит в Варшаве, зажаренный в медном быке. А отрубленные руки и головы наших полковников возят по ярмаркам напоказ народу!»

Толпа запорожцев всколебалась в страшном негодовании, а потом ринулась в предместье грабить торгующих там евреев. Те в страхе прятались в бочках и печках. Евреи уверяли, что они не снюхивались с католиками против православных, но запорожцы стали швырять их в Днепр.

Один еврей, по имени Янкель, подбежал к Тарасу Бульбе и молил его о спасении, говоря, что прежде помог выкупиться из турецкого плена его брату, Дорошу. Тарас повёл Янкеля к своему обозу и велел ему спрятаться там под телегу.

Толпа запорожцев хлынула на площадь и тут же постановила отменить поход на турок и вместо этого двинуться против поляков, на защиту Украйны. Кошевой, оживившись, стал с властной энергией распоряжаться о сборе оружия, возов, волов и грозил казнить смертью тех казаков, которые в походе напьются пьяными.

Казаки принялись тот же час за дело. Со всех сторон раздавались топот коней, пробная стрельба из ружей, бряканье саблей, бычачье мычанье, скрып поворачиваемых возов. Спустя недолгое время огромный казачий табор потянулся из Сечи. (См. Казацкие восстания против поляков.)

«Прощай, наша мать!» – кричали запорожцы, оборачиваясь к ней. А Тарас Бульба с удивлением видел, как бойкий еврей Янкель, уже вылез из-под телеги и развернул среди казачьего войска ятку с навесом для торговли кремнями, порохом, калачами и хлебами.

 

См. полный текст этой главы.

См. анализ повести «Тарас Бульба», краткую биографию Н. В. Гоголя, а также статьи Образ Тараса Бульбы, Остап и Андрий в повести Гоголя, Описание казаков в «Тарасе Бульбе».

© Автор статьи – Русская историческая библиотека. Для перехода к краткому содержанию следующей / предыдущей главы «Тараса Бульбы» пользуйтесь кнопками Вперёд / Назад ниже.