Миф об аргонавтах

Рассказы об общих подвигах героев, нередко связанные с действительными историческими событиями, дали самые обильные, разнообразные и привлекательные материалы греческому эпосу. Одно из наиболее знаменитых дел этого рода – поход аргонавтов. В основе легенды об аргонавтах лежит религиозный миф; к нему присоединены исторические предания о морской торговле давних времен. На этот давний рассказ постепенно нарастали легенды греческих колоний и рассказы о чудесах дальних стран; эти прибавки расширили цикл сказаний о походе аргонавтов до громадных размеров и затемнили первоначальное значение легенды о них. Основной миф принадлежал минийцам, племени, жившем в Элладе, наряду с пеласгами, до прихода в неё самих греков. Обитавшие по преимуществу в Иолке, Орхомене и других фессалийских пристанях минийцы были отважными мореплавателями. Главные сюжеты и мотивы мифа о походе аргонавтов были заимствованы из финикийских обрядов культа солнца. Постепенно к ним добавлялись черты, относящиеся к морской торговле финикиян с греками. Сущность основного рассказа о походе аргонавтов такова:

 

Аргонавты и Золотое руно. Краткое содержание мифа. Иллюстрированная аудиокнига

 

Царь то ли Фессалии, то ли беотийского города Орхомена Атамант (Афамант), сын Эола, бога ветров, имел от первой своей жены, Нефелы (от облака) двух детей: Фрикса (оплодотворяющий дождь) и Геллу (умеренный свет солнца). Вторая жена Атаманта, Ино, ненавидела детей первой. Когда страшная засуха произвела во владениях Атаманта неурожай, Ино посредством подлога убедила его, что боги повелевают для прекращения засухи принести Фрикса в жертву. Но Нефела дала своим детям барана с золотым руном, который мог летать. Фрикс и Гелла улетели на нем. Гелла упала с барана в пролив и утонула; этот пролив был после того назван по её имени Геллеспонтом (морем Геллы). В настоящее время он называется Дарданеллами. Фрикс прилетел в «страну Солнца» Эю (Aia). Там он принес барана в жертву и повесил его руно в священной роще Ареса. Дракон, дышащий огнем и никогда не спящий, стерег руно.

В этом начале мифа об аргонавтах видны воспоминания об обрядах семитско-финикийского служения солнцу. Эллада догомеровского периода была хорошо знакома с ними: в ней тогда существовало множество колоний финикиян. На прибрежье Пагасейского залива (Фессалия) был культ жестокого, мрачного Зевса Лафистийского, которому приносили в жертву людей. Нефела-Облако спасла своего сына от принесения в жертву, послав барана с золотым руном, олицетворение мягкого весеннего дождя, оплодотворяющего землю. С востока приплывали в богатую стадами и хлебом Фессалию финикийские корабли и привозили золото; потому золотое руно стало впоследствии для народной фантазии символом не только того божества, которое дает земле дождь и солнце, но и изобилия, которое дает ей торговля. Целью похода аргонавтов было доставить минийцам Иолка и Орхомена золотое руно – олицетворение богатства, которое находится на востоке, в стране, где восходит солнце, откуда приходит весна, откуда корабли привозят золото.

Согласно мифу, поездку за руном совершили, на корабле Арго, под покровительством Геры и Афины, фессалийский герой Ясон и собравшиеся к нему знаменитейшие воители его времени. Поход аргонавтов состоялся одним поколением раньше Троянской войны. Спутниками Ясона были Геракл, Тесей, Орфей, Тиндариды и отцы главнейших героев осады Трои. «Такое всеувлекающее стремление к кораблю, Арго зажгла Гера в сердцах героев, что никто из них не остался при матери вести удобную безопасную жизнь, – говорит Пиндар, – каждый пошел с товарищами искать удовлетворения своему геройству, подвергая себя опасности смерти» (4-я Пифийская Ода). Испытав в своём походе тысячи опасностей и удивительных приключений на пути, аргонавты достигли страны Эи. Медея, «богиня луны», дочь Ээта, царя Эи, чародейка, знавшая все тайные силы трав, полюбила Ясона, и с её помощью он убил дракона, охранявшего руно, вспахал землю медным плугом, в который запряжены были быки Ээта, дышавшие огнем, одолел воинов-великанов, которые выросли из посеянных им зубов дракона, и похитил золотое руно. Медея убежала с аргонавтами и сделалась женою Ясона. Преодолев во время продолжения похода множество опасностей, аргонавты по мифической реке Эридану, по неведомым морям, посетив разные острова и страны фантастической географии, возвратились на родину.

Последующая жизнь Медеи, гордой волшебницы, имеет мало связи с легендой о золотом руне. Медея и вождь похода аргонавтов Ясон переселились из Иолка в Коринф. Ясон покинул Медею, полюбив дочь коринфского царя; мстительная Медея отравила соперницу посланными в подарок ей одеждою и венцом, убила своих детей от Ясона и в колеснице, запряженной драконами, улетела в Афины. Эта легенда, представляющая богатый материал для изображения сильных порывов страстей, была предметом многих произведений искусства и поэзии. Наиболее известное из них – драма Еврипида «Медея».

«Одиссея» Гомера говорит, что песни о походе аргонавтов поются повсюду в Греции. Но первоначальное сказание о них принадлежало, вероятно, не грекам, а минийцам. Для этих отважных мореплавателей, купцов и воинов, должны были иметь особую привлекательность поэтические рассказы о чудесах далеких морей и земель. Страна Эя, где, согласно мифу о походе аргонавтов, царствовал Ээт, была та местность, которая представлялась самым дальним пределом тогдашних плаваний на восток. Это был неопределенный термин, обозначавший финикийское поселение, куда минийцы возили свои товары: хлеб, шерсть, шкуры, невольников, и брали там в обмен за них произведения финикийской промышленности: дорогие ткани, серебряные и золотые изделия; в древнейшие времена, этим крайним пунктом плаваний минийцев на восток был, вероятно, какой‑нибудь остров Эгейского моря, быть может, Лемнос или Фасос. После, когда греки стали плавать дальше на восток, передвигалась все дальше на восток и заветная цель похода аргонавтов – Эя. Первоначально, аргонавты были минийцы. Но когда у других греческих племен развилось мореплавание, заинтересовались и они сказаниями о героях, плававших по опасным морям в далекие страны чудес, ввели своих племенных героев в число участников похода аргонавтов. Эгейское море, его острова и прибрежья уж не могли оставаться миром чудес для народа, торговля и колонии которого распространились за Геллеспонт, на берега Черного моря. На Эгейском море уж не было места для страны, в которой живут драконы и огнедышащие быки. По новым представлениям греков поход аргонавтов должен был иметь свою цель за пределами привычных плаваний. Страна солнца, Эя, изобилующая золотом и волшебными травами, была отодвинута легендою за Геллеспонт, через все Черное море, уже ставшее для эллинов из «негостеприимного» (Аксинского) «гостеприимным» (Эвксинским), на его утесистый восточный берег, к которому, вероятно, иногда заносились бурями милетские корабли, плывшие в Синоп и Трапезунт. Мало-помалу легенда о походе аргонавтов поместила Эю в Колхиде, на устье далекой реки Фасис. Старые торговые пути вели оттуда в страны богатства и чудес востока; в горах, поднимающихся там над приморьем, было сокрыто золото; Фасис вымывал его из них, а бараньи руна, опущенные в реку, наполнялись золотыми блестками. Египетские предания говорили о походе легендарного фараона Сезостриса в Колхиду, и Геродот считал темнокожих жителей её, имевших обычай обрезания, потомками египетских колонистов, поселенных там этим великим завоевателем.

Таким образом, уже у Гесиода страна, куда направлялся мифический поход аргонавтов, является Колхидой; еще решительнее говорит это Пиндар. Все греческие племена желали участвовать в славе похода аргонавтов, все города желали быть упомянуты в сказании о нём; потому с течением времени все увеличивалось число мест, посещенных аргонавтами. Много стран, племен и городов посетили они во время своего похода в Колхиду, а при возвращении оттуда еще гораздо больше. Так и следовало быть, потому что мореплавание, морская торговля, колонизация принадлежали к числу самых важных дел жизни греческого народа; а пока легенды еще остаются живыми, развивающимися, основанный на них эпос переносит в предания старины интересы настоящего. Таким образом, в миф о походе аргонавтов были внесены почти все греческие колонии на Геллеспонте и на Черном море: Гераклея, Кизик, Синоп, Трапезунт и другие.

 

Миф о походе аргонавтов

Аргонавты – краткое содержание мифа

Фрикс и Гелла

Ясон и Пелий

Начало похода аргонавтов

Аргонавты на Лемносе

Аргонавты на Кизике

Гилас

Амик

Аргонавты и Финей

Симплегады

Аргонавты на острове Аретия

Афродита и Эрот помогают Ясону

Ясон у Ээта

Ясон и Медея

Подвиги Ясона

Похищение золотого руна

Возвращение аргонавтов

Медея убивает Пелия

Медея убивает детей