Поход семерых против Фив

Проклятие, произнесенное злосчастным Эдипом над собственными детьми, сбылось. Когда Эдип ослепил сам себя и был изгнан из Фив, власть над этим городом разделили два его сына, Этеокл и Полиник. Братья условились, что каждый поочередно будет один год занимать царский трон, а на другой год удаляться из Фив. Однако Этеокл нарушил договор: по окончании года своего правления он заявил, что Полиник хотел его убить, не передал власти брату и изгнал его из Фив.

Полиник обратился с просьбою о помощи к Адрасту, царю Аргоса и Сикиона. В одно время с ним пришел к Адрасту другой изгнанник, сын этолийского царя Ойнея Тидей. Поссорившись с двоюродными братьями, Тидей убил их и поэтому должен был бежать из отечества. Полиник и Тидей вошли к Адрасту в бурную ночь. У ворот его дворца они затеяли спор о богатстве и величии своих городов. Спор перешёл в ссору и вооружённую схватку. Разбуженный её шумом, к воротам вышел Адраст. Аргосский царь был отцом двух дочерей, Аргии и Деипилы, к которым сваталось множество женихов. Не в силах выбрать из них двоих наилучших Адраст обратился за советом к Дельфийскому оракулу. «Впряги в колесницу вепря и льва, которые дерутся в твоем дворце», – ответила ему пророчица-пифия. Адраст поначалу не понял смысла этого предсказания. Но увидев теперь на щитах у сражавшихся друг с другом Полиника и Тидея льва (символа Фив) и вепря (герб Калидона), Адраст поспешил разнять забияк и гостеприимно дал им приют. Он женил Полиника на Аргии, а Тидея на Деипиле и обещал двум героям, что пойдет войной на их врагов.

Адраст решил вначале устроить поход на Фивы, где правил Этеокл, ибо родной город Тидея, Калидон, находился дальше от Аргоса. Адраст призвал на помощь аргивских вождей Капанея и Гиппомедонта, а также своего шурина – ясновидца Амфиарая и его аркадского союзника Парфенопея, сына Мелеагра и Аталанты. Таким образом, поход на Фивы, вместе с Полиником, Тидеем и самим Адрастом, должны были возглавить семеро предводителей.

Амфиарай, имевший дар предвидеть будущее, знал, что война будет неудачной, что в походе Семерых на Фивы погибнут все, кроме Адраста. Поэтому он не хотел участвовать в нём и отговаривал от войны Адраста. Но Полиник подарил жене Амфиарая, сестре Адраста, Эрифиле, великолепное ожерелье, некогда данное жене основателя Фив Кадма, Гармонии, самой богиней любви Афродитой. Эрифила боялась, что от возраста она вскоре начнёт терять красоту, а ожерелье Гармонии обладало свойством вечно сохранять привлекательность женщины, которая им владела. Амфиарай некогда дал клятву повиноваться решению Эрифилы во всех своих спорах с Адрастом. Получив от Полиника ожерелье, Эрифила сказала Амфиараю, что, вопреки своему нежеланию, он должен участвовать в походе Семерых против Фив. Амфиараю пришлось согласиться – так Эрифила променяла жизнь собственного мужа на ожерелье Гармонии.

Полиник отдаёт ожерелье Эрифиле

Полиник отдаёт ожерелье Эрифиле. Древнегреческий сосуд V в. до Р. Х.

 

Семеро вождей пошли на Фивы при неблагоприятных предзнаменованиях, показывавших, что Зевс не одобрял их предприятия. Когда они шли через Немею, умер от укуса змеи младенец Офельт, сын немейского царя Ликурга. Нянька Офельта, Гипсипила, пошла показать истомлённому жаждой войску Семерых родник с водой, а ребенка положила в траву. Из травы выползла змея и укусила оставленного Гипсипилой младенца. Прорицатель Амфиарай предупредил товарищей, что смерть ребёнка – плохое предвестье для них. Амфиарай дал Офельту прозвище Архемора («начинателя [злого] рока», «ведущего к смерти») и вновь стал советовать прекратить поход против Фив. Но его, как и раньше, не послушались: Семеро – упорно шли навстречу своей гибели. Над могилой Офельта-Архемора войско Семерых устроило надгробные игры, которые стали началом знаменитых немейских состязаний. Впрочем, другие древнегреческие мифы о героях говорят, что эти состязания впервые учредил Геракл после своей победы над немейским львом.

Гибель Офельта

Гибель Офельта. Барельеф II века до Р. Х.

 

Дойдя до Фив, Семеро вождей послали в город Тидея, любимца Афины Паллады, в попытке переговорами склонить Этеокла к уступке царского трона Полинику. Пировавшие у Этеокла фиванцы встретили Тидея насмешками, и этот могучий воин стал одного за другим вызывать участников пира на единоборство. В этих схватках Тидей с помощью богини Афины убил всех соперников. На обратном пути в стан Семерых Тидей подвергся нападению 50 сильнейших фиванских юношей. Он перебил их всех, кроме одного, которого отправил рассказать об этом своём подвиге в Фивы.

Семеро против Фив

Клятва семерых героев под стенами Фив

 

Вражда между Семерыми и фиванцами разгорелась после этого ещё сильнее. Великий прорицатель из Фив Тиресий предсказал, что Семерых можно будет победить только после того, как кто-нибудь из членов царского дома Фив сам принесет себя в жертву богу войны Аресу. Это согласился сделать Менекей, сын Креонта, двоюродный брат Этеокла и Полиника. Для спасения родного города он бросился с крепостной стены.

Семеро вождей распределили между собою по жребию семь ворот Фив: каждый должен был штурмовать одни из них. Защищавший от них Фивы Этеокл тоже поставил начальником обороны у каждых ворот семь избранных бойцов. В первом сражении фиванцы были побеждены и оттеснены за городские стены. Войска Семерых стали штурмовать ворота. Капаней, герой исполинского роста, возгордившись своей нечеловеческой силой, хотел взять город наперекор воле богов. Он уже взошел по лестнице на стену, но Зевс поразил его молниею, и дымящийся труп Капанея упал с зубцов укрепления вниз. Был убит и прекрасный русокудрый юноша Парфенопей; он в блестящем вооружении рухнул, сраженный огромным камнем величиной со скалу, брошенным рукою сына бога Посейдона, Периклимена.

Штурм Фив Семерыми

Эпизод штурма Фив Семерыми: Капаней влезает по лестнице на городские стены. Античная амфора, ок. 340 до Р. Х.

 

Семеро отступили и заключили с жителями Фив договор, что исход похода будет решен поединком между ненавидевшими друг друга сыновьями Эдипа, Полиником и Этеоклом. Проклятые отцом братья вступили в бой. После жестокой схватки Этеокл вонзил Полинику меч в живот. Полиник упал. Торжествующий Этеокл, думая, что брат убит, подбежал снять с него доспехи. Но ещё живой Полиник из последних сил ударил Этеокла мечом в грудь, сразил его насмерть и сам тут же испустил дух. Так сыновья Эдипа убили в поединке друг друга.

Семеро против Фив: поединок Этеокла и Полиника

Поединок Этеокла и Полиника. Художник Дж. Б. Тьеполо. Между 1725 и 1730

 

Спор за царство оказался нерешённым, и схватка между войском Семерых и жителями Фив возобновилась. В страшной битве храбрейшие из союзников Адраста были убиты фиванцами. Герой Меланипп тяжко ранил в живот могучего Тидея. Увидев этого своего любимца полумертвым, богиня Афина поспешила к Зевсу и выпросила у него чудесный целительный эликсир. Но не любивший жестокого Тидея Амфиарай отрубил голову Меланиппу и протянул её умирающему. Тидей расколол череп ранившего его неприятеля и стал пить из него мозги. Подошедшая в этом время с лекарством Афина, содрогнувшись от ярости и кровожадности Тидея, не стала исцелять его от смертельной раны, вылила эликсир на землю и с отвращением удалилась.

Скоро смерть постигла и Амфиарая. Фиванский герой Периклимен замахнулся поразить его копьем. Но в этот миг Зевс ударил в землю молнией, земля расступилась и приняла в недра Амфиарая – самого мудрого из Семерых – вместе с колесницею и конями. Даже и скрывшись под землей, он сохранил дар пророчества. На том месте, где он был поглощен ею, жители Фив потом построили храм. При храме был знаменитый оракул, и фиванцы чтили Амфиарая гимнастическими и музыкальными играми. Позднее оракул его перешел в новый храм, построенный у Оропа, близ границы Аттики; от этого храма еще остаются развалины. Из всех Семерых остался жив только Адраст, спасшийся от стен Фив на своём крылатом, черногривом коне, Арионе.

Адраст безутешно скорбел о гибели своих товарищей. Особенно печалился он о смерти Амфиарая, который отклонял Семерых от гибельного похода. Образумившийся Адраст теперь называл Амфиарая «оком войска». Фиванцы тоже понесли большие потери в победоносной для них битве с Семерыми и поэтому согласились на просьбу Адраста отдать тела пятерых его убитых пелопоннесских союзников для торжественного сожжения. Однако, по аттической легенде, дядя Этеокла и Полиника, Креонт, ставший теперь правителем Фив, отверг просьбу выдать тела убитых пелопоннесцев. Адраст, жены и дети убитых обратились к правившему тогда в Афинах герою Тесею с просьбой о заступничестве. Тесей или выпросил мирным убеждением или, по другому рассказу, взял победоносным походом тела погибших аргосских героев, привез их в Аттику, сжёг и похоронил пепел в Элевсине, поставив там и надгробный памятник. Об этих событиях повествует трагедия Еврипида «Просительницы». Древнегреческие поэты прославляли супружескую верность жены Капанея, Эвадны, бросившейся в пламя костра к телу мужа.

Но торжественных похорон удостоились лишь пятеро из Семерых вождей. Судьба тел Этеокла и Полиника была иной. Разные мифы и о ней говорили неодинаково. По одному сказанию, тела обоих братьев были сожжены на одном костре, пламя которого поднималось к небу, разделившись на два столба, ибо взаимная вражда сыновей Эдипа не прекратилась и после смерти.

Этеокла и Полиника уносят с поля боя

Убитых Этеокла и Полиника уносят с поля боя

 

Однако предание, которому следует Софокл в трагедии «Антигона», говорило иначе. Новый царь Фив Креонт воспретил хоронить тело Полиника – виновника похода Семерых против его собственного отечества. Креонт угрожал смертью тому, кто не послушается этого повеления, но его невестка Антигона, сестра Этеокла и Полиника, решилась нарушить царский приказ. Страх смерти не остановил ее, хоть жизнь была дорога этой сострадательной девушке, имевшей любимого жениха – сына Креонта, Гемона. Заповедь богов была для Антигоны выше человеческих повелений. Она предала погребению тело Полиника и подверглась за это ужасной казни. Убийца Антигоны, Креонт, был сурово наказан богами.