Гибель Семерых героев, ходивших с Адрастом на Фивы, не осталась неотомщенною. Сыновья их, «Эпигоны» (буквально – потомки), пошли отомстить фиванцам за смерть отцов. Предзнаменования были благоприятны. Главным вождем был сын Амфиария, Алкмеон. Другие Эпигоны были: Эгиалей, сын Адраста; Диомед, сын Тидея; Промах, сын Парфенопея; Сфенел, сын Капанея и проч. Возбудителем мысли о походе был Ферсандр, сын Полиника; ему помогала Эрифила, содействие которой он приобрел тем, что подарил ей драгоценный пеплос, полученный некогда Гармонией от богини Афины. Сфенел в «Илиаде» говорит о себе и о других Эпигонах, что они были доблестнее своих отцов: они имели меньше войска, чем их отцы, и однако же покорили семивратные Фивы, повинуясь предзнаменованиям, даваемым от богов, и воле Зевса, а их отцы погубили себя, ослушавшись богов. Оракул Амфиарая предсказал им успех; потому они смело пошли на Фивы, осадили город, опустошили фиванские поля. Лаодамант, сын Этеокла, вывел против них фиванское войско, но они разбили его при Глисе. Лаодамант убил в этом сражении Эгиалея, но сам были убит Алкмеоном, и тогда его воины обратились в бегство. Фиванцы с женами и детьми покинули родной город, ушли на север. Во время этого переселения умер великий слепой прорицатель Тиресий Фивский. Его мать, Манто, была захвачена в плен победителями при взятии Фив и отослана ими в дар Аполлону Дельфийскому, которому отдали они и драгоценнейшие вещи из добычи. Царем фиванским стал Ферсандр.

Легенда о войне эпигонов походит на историческое предание; поэтических прикрас в ней мало. «Фиванское сказание немногими чертами передает существенное содержание хода исторических перемен, длившегося несколько столетий, – говорит один из крупнейших исследователей Древней Греции Курциус. – Оно точнее всех других сказаний обрисовывает историю во времена перехода от пеласгийского быта к эллинской культуре, живо изображает основание финикийских поселений и влияние их на развитие греческого народа. С переселением Кадма в Беотию кончается простодушное патриархальное время; жизнь народа начинает развиваться. Но с умственным развитием являются и хитрость, нарушение обычаев, неслыханные до той поры преступления, возникают войны, бедствия. Гнев богов и злодеяния людей растут; обремененные грехами, люди гибнут. Такова была рассказанная поэтами бедственная судьба потомства Кадма».

Один из эпизодов легенды об эпигонах составляет сказание о матереубийстве Алкмеона, содержащее в себе много местных преданий, в том числе и преданий об основании городов (например, Аргоса Амфилохийского). Подобно Оресту, Алкмеон убивает свою мать в отмщение за смерть отца и скитается, преследуемый Эриниями. Он не может найти покоя себе нигде на той земле, которая существовала во время его злодеяния; она вся ненавидит его, и повсюду его присутствие вызывает неурожай и бедствия. Только когда он пришел на новую землю, образовавшуюся в устье Ахелоя из наноса реки после матереубийства, Эринии удалились от него. Но наряды Гармонии, ожерелье и пеплос, наделавшие уже столько бедствий, погубили и его. Фегей, царь Псофидский, послал своих сыновей убить его, чтоб завладеть этими драгоценностями. Впоследствии эти вещи были пожертвованы в Дельфийский храм. Когда фокейцы (в IV веке до Р. Х.) разграбили Дельфийский храм, они нашли там ожерелье Гармонии и ожерелье Елены. Те воины, которым достались по жребию эти ожерелья, подарили их своим любовницам; но ожерелья принесли бедствия и этим гетерам.