В мифологии древних греков Кронос (Крон) – бог-олицетворение Времени (см. Боги Древней Греции). Он относился к старшему поколению небожителей (титанам) и когда-то являлся владыкой мира, но позже был лишён верховенства собственным сыном, Зевсом.

Вот изложение мифа о Кроносе. В начале всех начал Уран (Небо) вступил в брак с Геей (Землей). От этого союза произошли титаны, из которых самыми известными были Кронос (Время, у римлян – Сатурн); Океан – отец рек; Атлас, олицетворяющий горы, и Япет – прародитель человеческого рода.

Родились и другие дети – циклопы и бури, но Уран вверг их обратно в недра земли. Возмущенная этим Гея подговорила Кроноса во главе с прочими титанами восстать против отца. Кронос победил Урана и оскопил его. Кровь Урана, падая на землю, породила страшных Эриний (фурий), а также гигантов. Кронос-Время изгнал отца, но тот предсказал ему, что и он в свою очередь будет побежден сыновьями.

Правление Кроноса было золотым веком. Тогда «вечно были зрелые плоды, и вечно была жатва», ибо Время не текло для земли и растительности. Но оно не текло и для самого Кроноса. Проклятие отца отняло у него силу обновляться юностью, потому в мифахон – символ старости, бледный, иссохший старик, с седыми волосами и длинною бородою, согнувшийся, мрачный.

Кронос взял себе в супруги титаниду Рею. Однако, помня отцовское предсказание и не желая сам быть низвергнутым с трона владыки вселенной, он пожирал своих детей, едва они успевали рождаться. В этом мифическом образе греки выразили представление о том, что время уничтожает всё им же ранее созданное.

Сатурн, пожирающий своего сына

Сатурн, пожирающий своего сына Нептуна. Картина П. Рубенса, 1636-1638

 

Этот миф оставил мало памятников в древнем искусстве, но художники новых веков часто избирали его темой для своих произведений. Рубенс в картине «Сатурн, пожирающий своих детей», дав волю своему богатому воображению, показывает нам этого бога в образе едва ли не хищного зверя. Гойя изобразил этот миф с еще большей силой и жестокостью. Английский скульптор Флаксмен в своем эскизе также передал очень верно этот же сюжет.

Рея, огорченная исчезновением своих детей, прибегла к хитрости, чтобы обмануть прожорливость Кроноса. Когда у неё родился бог Зевс, она спрятала его, а мужу поднесла завернутый в пеленки камень. Кронос проглотил его, не заметив обмана.

Рея скрыла спасённого Зевса на острове Крит, на горе Иде. Там нимфы кормили его медом, приносимым пчелами, и молоком козы Амалфеи, которую благодарный Зевс, став затем властелином вселенной, превратил в одно из небесных созвездий. Опасаясь, чтобы крики юного бога не достигли Кроноса и не открыли бы ему тайны, Рея заставила своих спутников, куретов, плясать вокруг Зевса, заглушая его крики ударами о щиты и шлемы. Этим как бы объясняется происхождение воинственных плясок.

Древний барельеф в Капитолийском музее изображает Зевса ребенком рядом с кормилицей – козой Амалфеей. Рея сидит подле него, а два курета пляшут перед ними, ударяя мечами о шлемы. Сюжет этот часто повторяется на древних терракотовых вазах.

Художники новых веков помещали на своих картинах, изображающих этот миф, еще сатиров и фавнов, неизменных спутников нимф. На картине Йорданса Зевс изображен толстым краснощеким ребенком; он держит в руках соску; сатир забавляет его музыкой, а нимфа с роскошными формами, доит козу Амалфею. Пуссен, вдохновившись тем же сюжетом, трактует его несколько иначе. У него сатир доит козу, улыбаясь ребенку, Зевсу, которого поит молоком нимфа, а другая нимфа вынимает мед из улья; вокруг нее летают пчелы.

Рождение Зевса

Нимфы, кормящие ребёнка-Юпитера (Зевса). Картина Николя Пуссена, ок. 1650

 

Вновь обманутый Реей, Кронос, выпив данный ему напиток, изверг изо рта детей, которых раньше проглотил – Посейдона, Аида, Геру, Деметру и др. Зевс, соединившись с ними, низложил отца с трона верховного бога, после чего дети Кроноса – младшее поколение богов – заняли вершину Олимпа, а старшее поколение – титаны – поселились на горе Офрии.

Не желая уступить младшим богам превосходства, титаны вступили в борьбу с ними. Благодаря помощи циклопов и бурь (гекатонхейров), которых Зевс вывел из Тартара, младшие боги одержали победу. Благодарные за освобождение из Тартара циклопы подарили Зевсу громоносные стрелы, Посейдону – трезубец, а Аиду – шлем, надев который, он становился невидимкой. Гекатонхейры также выказали свою признательность, храбро сражаясь за своего освободителя. Это были сторукие исполины – Бриарей, Котт и Гий; каждый из них обладал пятьюдесятью головами; они олицетворяли собой страшную силу воды.

Побежденные титаны были низвергнуты в Тартар – мрачную бездну, наводившую ужас даже на богов.