Римский бог вина Вакх (в другом произношении – Бахус, у греков – Дионис) олицетворял собой виноделие и виноград. Культ его пришёл в Элладу и Рим из Азии и распространился гораздо позже культа остальных богов. Он получал значение по мере того, как распространялась культура виноградной лозы. Его очень часто соединяли с Церерой или Кибелой и устраивали этим двум представителям земледелия общие праздники.

 

Мифы древней Греции. Дионис (Вакх). Чужой в родном городе

 

В Древней Греции примитивное искусство ограничивалось только изображением головы Бахуса или его маски. Но эти изображения были вскоре заменены прекрасным и величавым образом старого Вакха в роскошном, почти женском платье, с открытым и умным лицом, держащим в руках рог и виноградную ветку. Только со времен Праксителя, первым изобразившего Вакха молодым, является в искусстве тип юноши с мягкими, почти лишенными мускулатуры формами, что-то среднее между мужской и женской фигурой. Выражение лица его представляет какую-то смесь вакхического экстаза и нежной мечтательности, длинные, густые волосы распущены по плечам в причудливых завитках, тело лишено всякой одежды, небрежно наброшена только козья шкура, ноги обуты в роскошные котурны (древняя обувь), в руках у него легкая палка, обвитая виноградными ветками, напоминающая скипетр.

В позднейшие времена Вакх довольно часто является на памятниках искусства одетым в роскошное женское одеяние. На группах и на отдельных статуях бог этот обыкновенно изображен в удобной позе – полулежа или сидящим на троне, и только на камеях и гравированных камнях он изображается идущим нетвердой походкой пьяного человека или же верхом на каком-нибудь любимом животном. Самое красивое изображение Вакха с бородой есть статуя, которая долгое время была известна под названием «Сарданапал», благодаря сделанной позднейшей надписи, но которую все знатоки истории искусства признали за статую бога. Эта статуя – настоящий тип восточного Вакха.

В искусстве чаще всего встречается изображение этого бога, известное под названием фиванского Вакха, безбородого и стройного юноши. Греческий живописец Аристид написал прекрасного Вакха, картина эта была увезена в Рим после завоевания Коринфа. Плиний рассказывает, что консул Муммий первый познакомил римлян с эллинскими произведениями искусства. Во время дележа военной добычи Аттал, царь Пергама, предложил заплатить за Вакха, написанного Аристидом, шестьсот тысяч денариев. Пораженный такой цифрой консул, заподозрив, что картина обладает какой-нибудь неизвестной ему чудесной силой, изъял картину из продажи, несмотря на просьбы и жалобы царя, и поместил ее в храме Цереры. Это была первая иноземная картина, публично выставленная в Риме.

На всех статуях фиванского типа Вакх изображен безбородым юношей во всем блеске молодости и красоты. Выражение его лица мечтательное и томное, тело его покрыто шкурой молодого оленя; он также очень часто изображается верхом на пантере или же на колеснице, везомой двумя тиграми. Виноградная лоза, плющ, тирс (жезл), чаши и вакхические маски – его обычные атрибуты. Всё это – эмблемы изготовления вина и того действия, которое оно производит. В древние века предполагали, что плющ обладает свойством не допускать до опьянения. Вот почему пирующие часто украшали свои головы плющом. Он так же, как и виноградная лоза, на многих статуях Вакха обвивает тирс, на конце которого находилась сосновая шишка. Во многих местностях Греции сосновые шишки употреблялись при приготовлении вина, которое должно было сильно отличаться от нынешнего. Уже судя по тому, как легко удалось Одиссею усыпить циклопа, дав ему немного вина, можно наверное сказать, что вино в те времена было гораздо крепче, чем теперешнее. Древние греки примешивали к нему мед или воду, и только в виде весьма редкого исключения пили чистое вино.

Бог Вакх (Бахус)

Вакх и Ариадна. Картина Тициана, 1520-1522

 

На многих монетах и медалях, выбитых в честь Вакха, видна систа, или мифическая корзинка, в которой хранились предметы, употребляемые при торжественных служениях, а также изображена змея, посвященная Эскулапу, как бы намекая этим на целебные свойства, которые греки приписывали вину.

Тигр, пантера и рысь являются обычными спутниками Вакха на всех памятниках искусства, изображающих его триумф, и указывают на восточное происхождение всего мифа об этом боге. Присутствие осла Силена объясняется тем, что демон Силен был приемным отцом или воспитателем Вакха; этот осел прославился, кроме того, своим участием в битве богов с великанами: при виде выстроившихся в боевом порядке великанов осел принялся так реветь, что те, напуганные этим криком, обратились в бегство. Появление зайца на некоторых вакхических группах объясняется тем, что это животное считалось у древних символом плодовитости. Кроме того, на камеях, гравированных камнях и барельефах, изображающих торжественные шествия в честь Вакха, встречаются еще следующие животные: баран, козел и бык – символ земледелия. Поэтому Вакх иногда изображается в виде быка, олицетворяя тогда плодородие земли.

Легкое опьянение, действуя возбуждающе на человеческий ум, вызывает вдохновение, а поэтому Вакху приписывают некоторые качества Аполлона, этого бога вдохновения по преимуществу. Иногда Вакха изображают в сопровождении Мельпомены, музы трагедии, потому что он считался изобретателем театра, т. е. театрального зрелища. На праздниках в честь Вакха стали впервые разыгрываться пьесы; эти праздники устраивались во время виноградного сбора: сборщики винограда, сидя на повозках и окрасив себе лицо виноградным соком, произносили веселые и остроумные монологи или диалоги. Мало-помалу повозки заменились театральным зданием, а сборщики винограда – актерами. Многочисленные маски, которые древние часто украшали надгробные памятники, были необходимыми принадлежностями мистерий в честь Вакха как изобретателя античной трагедии и комедии. На саркофагах же они указывали на то, что жизнь человеческая, подобно театральным пьесам, есть смесь удовольствий и горести, и что каждый смертный является только исполнителем какой-нибудь роли.

Таким образом, божество, олицетворявшее вначале только вино, стало символом человеческой жизни. Чаша – один из атрибутов Вакха – имела мистическое значение: «Душа, – объясняет ученый, исследователь мифов Кейзер, – выпивая эту чашу, пьянеет, она забывает свое высокое, божественное происхождение, желает только воплотиться в тело посредством рождения и идти по тому пути, который приведет ее к земному жилищу, но там, к счастью, находит она вторую чашу, чашу разума; выпив ее, душа может излечиться или отрезвиться от первого опьянения, и к ней тогда возвращается воспоминание о ее божественном происхождении, а вместе с ним и желание возвратиться в небесную обитель».

Сохранилось много барельефов, а также и живописных изображений праздников в честь Вакха. Обряды, исполняемые на этих праздниках, были весьма разнообразны. Так, например, в некоторых местностях дети, увенчанные плющом и виноградными ветками, окружали шумною толпою колесницу бога, украшенную тирсами и комическими масками, чашами, венками, барабанами, тамбуринами и бубнами. За колесницей шли писатели, поэты, певцы, музыканты, танцоры – одним словом, представители тех профессий, для занятий которыми требуется вдохновение, так как древние считали, что вино есть источник всякого вдохновения. Как только оканчивалось торжественное шествие, начинались театральные представления и музыкально-литературные состязания, продолжавшиеся несколько дней подряд. В Риме эти праздники подали повод к таким сценам распущенности и безнравственности, доходившим даже до преступлений, что сенат принужден был их запретить. В Греции же в начале установления культа Вакха его праздник носил характер скромного, чисто сельского праздника, и только впоследствии превратился он в роскошную оргию, с эксцессами менад.

Бог Дионис

Триумф Вакха и Ариадны. Художник Карраччи, 1597-1602

 

Особенно роскошно и великолепно устраивались шествия Вакха в Александрии. Чтобы дать хотя бы слабое понятие об этой процессии, довольно упомянуть, что в ней, кроме богато одетых представителей всех народностей Греции и Римской империи, принимали участие представители чужеземных стран и, кроме целой толпы переодетых сатиров и силенов верхами на ослах в процессии участвовали сотни слонов, быков, баранов, много медведей, леопардов, жирафов, рысей и даже гиппопотамов. Несколько сот человек несли клетки, наполненные всякими птицами. Богато украшенные колесницы со всеми атрибутами Бахуса чередовались с колесницами, изображающими всю культуру винограда и выделку вина – до громадного, наполненного вином пресса включительно.