Индра (имя, чьё значение, видимо, в древности было связано с «силой», «плодородием») – в древнеиндийской мифологии бог грома и молнии, одно время – глава индийских богов, позднее – один из локапал.

Бог Индра

Изображение Индры из храма Бантеай-Срей, Камбоджа

 

Индра олицетворяет собой прежде всего воинскую функцию. Он рождён для битв, мужествен, воинствен, победоносен; он – бог битвы, участвует в многочисленных сражениях против демонов или против чуждых ариям племён. Индра сокрушает крепости, разбивает их, захватывает и распределяет трофеи. Бойцы на поле взывают к Индре, прося победы, славы и добычи. Вместе с тем воинские подвиги Индры получают и космогоническое истолкование. Он порождает солнце, небо и зарю, укрепляет солнце и срывает диск солнца, гонит его (глаз Индры – солнце), сражается с демоном Вритрой за солнце, с помощью солнца покоряет враждебные племена. Индра освобождает реки и потоки, которые бегут от него в страхе, пробивает каналы, повелевает потоками; победа его над главным врагом – Вритрой приравнивается к торжеству динамичного начала вселенной над косным хаосом.

Вместе с тем Индра связан и с плодородием. Он приносит процветание, урожай, долголетие, мужскую силу, богатства, скот. По отношению к человеку, к ариям в особенности, Индра дружелюбен, щедр, всегда готов прийти на помощь. Он вдохновляет поэтов и певцов. Нередко упоминаются чудесные превращения Индры – в муравья, в конский волос.

Индра принадлежит к числу тех богов древнеиндийского пантеона, чей облик наиболее близок к человеческому. Он мудр и всезнающ, он родился необычным способом (мать не хотела производить его на свет). Имя матери Индры в «Ригведе» не называется, в «Атхарваведе» она названа Экаштака и её отождествляют с Ратри («ночью»). Но в более позднем эпосе Индра чаще – сын Адити (седьмой; тогда как в «Ригведе» он иногда называется четвёртым из адитьев). В качестве его отца выступает то Дьяус, то Тваштар, то Праджапати. Иногда, впрочем, говорится, что боги сами создали Индру. Женой Индры называют то Индрани, то Шачи, то Пауломи.

В ведийской религии значение Индры очень велико, но в послеведийский период его роль падает. Существенно меняются некоторые функции Индры. В частности, совсем оттесняется его космогонические атрибуты, но усиливается роль как вождя военной дружины. В эпосе Индра становится божеством, связанным с дождём и плодородием. Его образ используется и в ритуале вызывания дождя. Новым по сравнению с ведийским периодом является и то, что Индра становится одним из хранителей четырёх (или восьми) частей мира – локапал. Брахма дарует ему власть над востоком; слон Индры Айравата охраняет эту страну света. В «Махабхарате» подробно описывается царство Индры, его тысячевратный град Амаравати, дворец, где Индра восседает со своей супругой Шачи.

Вместе с тем Индра утрачивает своё всемогущество: он не раз терпит поражение от мудрецов и даже от демонов; его нередко унижают. Уже в «Ригведе» есть некоторые признаки двусмысленности в образе Индры: он убивает своего отца, у его матери сложное отношение к нему; он разбивает повозку Ушас, и она в страхе бежит от него; маруты ропщут на Индру за то, что он съел их жертву.

С Индрой связано множество мифов. Центральным сюжетом является поединок Индры с демоном Вритрой. При помощи чудесного оружия – ваджры, изготовленной божественным мастером Тваштаром, – Индра поражает Вритру и освобождает воды, которые раньше были им скованы. Индра также освобождает «коров», т. е. лучи зари, похищенных демонским племенем паниев. В ряде гимнов «Ригведы» содержатся фрагменты мифа о поединке Индры с великим змеёй Шушной, а также о его боях с Шамбарой, Пипру, Намучи, Эмушей и др. (демон Эмуша в виде вепря похищает у богов зерно для жертвоприношения и собирается варить кашу, но в этот момент Индра поражает его стрелой).

В послеведийский период старые мифы об Индре заметно меняются. Так, в мифе о поединке с Вритрой в эпосе устраняется космогонический аспект, вводятся новые персонажи или новые имена (Вишну, Шива, Вишварупа), новые мотивы и детали. Вритра проглатывает Индру; выбравшись, Индра вторично терпит поражение, пока ему не приходит на помощь Вишну; Индра сам распарывает брюхо Вритре и выходит наружу; Индра покрывает своё оружие пеной; Индра посылает марутов или бога ветров Ваю на разведку; Индра разрубает Вритру надвое: одна часть становится луной, другая – чревом живых существ; за убийство Вритры или Вишварупы, которые были брахманами, Индра оказывается в изгнании.

В брахманах и эпосе получают дальнейшую обработку некоторые сюжеты о поединках Индры. Так, Индра побеждает Намучи. Индра убивает демона Пуломана, и его дочь Шачи, бежавшая от жестокого отца, становится женой своего избавителя; Индра побеждает злого исполина Джамбху и т. п. Из сюжетов, возникших уже в самом эпосе, выделяются следующие: Индра пытается соблазнить Ручи, жену риши Девашармана, но терпит поражение. Индра соблазняет Ахалью. Индра возвращает Тару, похищенную богом Сомой, её мужу, богу планеты Юпитер Брихаспати. Индра, потерявший сан царя богов, вновь обретает его после свержения гордого Нахуши. Индра, завидуя Ашвинам, получившим от мудреца Чьяваны сому, пытается его убить, но Чьявана создаёт чудовище Мада (опьянение), чтобы покарать Индру; Индра в страхе бежит; смилостивившись, Чьявана прощает Индру и расчленяет Маду. Индра помогает Кадру и её сыновьям спастись и достичь чудесного острова (им грозил жар солнца, а Индра покрыл небо тучами и излил дождь); Индра надсмеялся над валакхильями (мудрецами величиной с палец), и они предсказывают ему поражение от птицы Гаруды; Гаруда побеждает Индру и захватывает сосуд с божественным напитком амритой, который Индра всё-таки возвращает себе. Индра обманом побеждает Прахладу, сына царя асуров Хираньякашипу: по совету Брихаспати Индра в облике брахмана просит у Прахлады его добродетель, и благочестивый царь не может отказать брахману. Это даёт Индре возможность одолеть Прахладу. При пахтаньи океана Индра получает чудесного коня Уччайхшраваса, слона Айравату и сказочное дерево Париджату. В сказании о Яяти Индра подменяет одежду купающихся девушек и задаёт роковой вопрос Яяти, после ответа на этот вопрос Яяти лишается права пребывать в небесном царстве Индры. У Индры появляется 1000 глаз, которыми он смотрит на красавицу Тилоттаму. Индра пытается помешать царю Марутте совершить жертвоприношение. Индра превращается в павлина из страха перед встречей с царём ракшасов Раваной, Индра воюет с Раваной и его сыном Мегханадой (Индраджитом); он побеждён Мегханадой, который увозит его на своей колеснице; Брахма с богами отправляются на остров Ланка и уговаривают сына Раваны отпустить Индру. За совершение царём Бхангасваной неугодного ему жертвоприношения Индра превращает его в женщину, сеет раздор между сыновьями Бхангасваны, которые в битве убивают друг друга, но, узнав о добрых намерениях Бхангасваны, Индра воскрешает его сыновей. Индра дарует Явакри совершенное знание вед, но тот не выдерживает испытания. Индра посылает апсару Менаку, чтобы она соблазнила Вишвамитру и отвлекла его от подвижничества, которое может лишить Индру власти. Опасаясь, что сыновья Сагары сравняются с Индрой в могуществе, Индра похищает их жертвенного коня. Индра, превратившись в сокола, и бог огня Агни, превратившись в голубя, испытывают праведность царя Ушинары; Ушинара, желая спасти голубя от преследований сокола, срезает куски мяса с собственного тела, чтобы накормить своим мясом сокола; убедившись в добродетельности Ушинары, Индра предсказывает ему вечную славу. Индра уничтожает в битве сыновей Дити демонов-дайтьев, терпит поражение от её сына Ваджранги, но затем похищает его жену. Сын Ваджранги Тарака отправляется вместе с асурами на битву с Индрой и одерживает победу; униженные боги, возглавляемые Индрой, просят Брахму помочь им, и тот даёт совет женить Шиву на Уме: родившийся у них сын погубит Тараку.

Индра соотносится с образом общеиндоевропейского бога грома (Зевс у древних греков, Перун у славян, Тор у скандинавов). Эпитет Индры «Вритрахан» – «убийца Вритры», отражён в имени авестийского (древнеиранского) божества войны Веретрагны; имя божества (Индара) было известно ариям государства Митанни. Древний славянский корень, jedrb, – «ядрёный», «обладающий специфической силой» – родствен имени Индры.