Прогремевший на всю Европу грабёж банковских денег в Тифлисе (Тбилиси) 13(26) июня 1907, по утверждению писателя Саймона Монтефиоре, был совершён под руководством Сталина и весьма поднял его авторитет в большевицкой партии.

«Добро» на тифлисскую «экспроприацию», по всей видимости, дал лично Ленин, который скрывался тогда в Финляндии, на даче в Куоккале. За несколько дней до тифлисского грабежа он лично встречался со Сталиным в Берлине, а затем в Лондоне.

Эриванская площадь в Тифлисе

Эриванская площадь в Тифлисе - место знаменитой «экспроприации» 1907 года

 

Ограбление осуществила банда примерно из 20 человек, в том числе нескольких молодых женщин, которые игривыми разговорами отвлекали жандармов и городовых, скрывая под платьями маузеры. Сталин, по утверждению С. Монтефиоре, играл в этой банде роль мафиозного дона. Непосредственно на месте ограбления (Эриванской площади в центре Тифлиса) налётчиками руководил друг детства Сталина, 25-летний Симон Тер-Петросян (Камо). Камо был жестоким бандитом, который часто предлагал Сталину зарезать любого, кто ему не понравится. Однажды он засунул руку в рассечённую грудь одного из убитых им людей и вырезал у него сердце. При таких зверских наклонностях Камо был, однако, и легковерным простаком, всегда находившимся под сильным влиянием своего более умного друга Иосифа Джугашвили.

В день «экспроприации» грабители собрались в духане (трактире) «Тилипучури», который давно пользовался недоброй славой бандитского места. Роли всех участников грабежа были расписаны заранее. Переодетый в кавалерийского капитана Камо гарцевал на Эриванской площади. Саблю для своего наряда он позаимствовал в доме тогдашней жены Сталина, Като Сванидзе, которая жила в Тифлисе с новорождённым сыном Яковом.

Камо (Симон Тер-Петросян)

Головорез и грабитель Камо (Симон Тер-Петросян), ближайший друг Сталина, главный «герой» тифлисской экспроприации. Погиб при странных обстоятельствах в 1922 (много болтал об «эксах»?)

 

Через одного из своих школьных друзей, работавших в банковской почтовой службе, Сталин заранее узнал, что в тифлисский банк привезут огромную сумму денег. Её-то и ожидали бандиты 26 июня 1907. Около 10-30 утра на Эриванскую площадь въехали две кареты. В первой сидели кассир госбанка Курдюмов и счетовод Головня, а также двое солдат со взведёнными ружьями. Вторая была целиком занята полицейскими и солдатами. Когда кареты пересекли площадь и стали сворачивать на улицу Сололаки, к зданию Госбанка, люди Камо и Сталина бросили в них больше десятка бомб. Некоторые очевидцы утверждали, что первую из них метнул сам Сталин с крыши особняка князя Сумбатова, однако Монтефиоре считает это маловероятным. Другие, близкие к полиции источники сообщают, что Сталин смотрел на бойню, стоя с сигаретой в зубах во дворе одной соседней усадьбы.

Молодой Сталин. Фото

Молодой Иосиф Сталин. Фото 1908 года

 

Раздались страшной силы взрывы, слышные по всему городу. Люди в ужасе разбегались. На месте карет растекались густые лужи крови, дымились человеческие и лошадиные внутренности. Но в решающий момент ограбление едва не сорвалось. Когда бандиты подбежали к первому фаэтону, где лежали деньги, одна из везших его лошадей встала и побежала по улице, увозя с собой желанную добычу. Однако на дороге у неё встал, бросив бомбу, «революционер» Бачуа Купруашвили. Лошадь была убита. Силой взрыва Бачуа отбросило на мостовую. К опрокинувшемуся фаэтону подбежал ещё один грабитель – Датико Чибриашвили. Он схватил мешки с деньгами. Тащить их в одиночку было очень тяжело. На помощь к Датико подоспел переодетый в капитана Камо, уже успевший сесть на собственный фаэтон. Деньги были брошены туда, и Камо погнал свою лошадь галопом. Навстречу ему попалась карета, в которой к месту происшествия ехал заместитель начальника полиции А. Балабанский. Переодетый Камо крикнул ему: «Деньги в безопасности! Скорее на площадь!». Обманутый Балабанский поверил «капитану» – и упустил его. Поняв потом свою ошибку, он на следующий день покончил с собой.

На площади осталось лежать 50 раненых. От взрывов бомб погибло, по-видимому, около 40 человек (хотя полиция сообщала преуменьшенные сведения, чтобы не создавать излишней паники). Через час прохожим пришлось наблюдать ужасное зрелище: посреди города проехала карета, нагруженная трупами и частями мёртвых тел, как потрохами со скотобойни.

Ни одного участника ограбления полиции поймать не удалось. По некоторым сведениям, Сталина через самое короткое время после «экспроприации» видели уже на железнодорожной станции: если бы осведомители принесли ему дурные известия, он сразу сел бы на поезд и исчез. Но всё прошло удачно для банды, и следующие два дня Сталин беззаботно пил в тифлисских харчевнях. Однако затем, видимо, узнав что-то тревожное, он и его жена Като спешно уехали в Баку.

Деньги бандиты вначале спрятали у своего сообщника Михо Бочорадзе, а потом перевезли в Тифлисскую физическую обсерваторию, где тогда работал Сталин. Позже их переправили к Ленину за границу. Эти события ещё сильнее убедили Ленина, что Сталин – крайне нужный для партии большевиков человек.

Владимир Ленин в молодости

Владимир Ленин, основной «бенефициар» тифлисской экспроприации. Сталин называл его «горным орлом партии большевиков»

 

Добычу, захваченную Сталиным и Камо в тифлисском грабеже, оценивают суммой от 250 до (более вероятно) 340 тысяч рублей. Саймон Монтефиоре считает, что для перевода в современные доллары эти цифры надо умножать на 10. Но покупательная способность 340 тысяч тогдашних рублей всё равно была значительно выше, чем у 3,4 млн. нынешних долларов. При попытке размена «тифлисских» денег в Европе нескольких бандитов арестовали. Ленин пытался организовать их судебную защиту.

Известия о тифлисской «экспроприации» поместили все крупнейшие мировые газеты, в том числе лондонские «Таймс», «Дейли Миррор» и парижская «Temps». Она стала в полном смысле слова мировой новостью.

Тифлисская экспроприация 1907

«Дождь из бомб». Сообщения о тифлисской экспроприации в европейской прессе

 

Статья представляет собой краткое изложение пролога к книге Саймона Себага Монтефиоре «Молодой Сталин». Все данные излагаются в ней так, как о них сообщает Монтефиоре, собравший много нового материала в российских и грузинских архивах. Его книга получила высокую оценку в мировой науке. Все возможные неточности должны быть отнесены на счёт её автора