Французский философ Пьер Абеляр был образованнейшим человеком своего времени; он стоял выше номиналистов и реалистов; он дискутировал и с теми, и с другими; его не удовлетворял ни Росцеллин, ни Гильом Шампо. Зная глубже Аристотеля, чем кто-нибудь, Абеляр основательно полагал, что и номинализм, и реализм равно развились на его логике. Он старался примирить в своей философии обе эти школы. Универсалии для него не сущности, как для реалистов, не слова, как для номиналистов, но – понятия, концепты ума; свою философскую теорию Абеляр поэтому называет концептуализмом. Оттого так богата событиями жизнь и переменчива судьба Абеляра, что для церкви его концептуализм представлялся то другом, то врагом. Во всяком случае, он был выше схоластов, потому что старался объяснить свою веру знанием, а не выводить само знание из веры; схоластика у Абеляра была самостоятельной и научной. Христианство он старался сблизить с греческой философией, находя, что языческие мыслители были знакомы с догматом о Троице и могли бы уяснить его. Главное философское сочинение Абеляра – Трактат «Да и нет» («Sic et non») – было посвящено диалектике, но начало его утрачено. Толкования Абеляра к сочинениям Порфирия дошли до нас полностью.

Еще больше прогресса видим в его нравственной теории. Он решился стать выше ортодоксальных схоластических богословов, сказав, что грех заключается не в чувственной наклонности ко злу, не в действии, а только в намерении. Смелый философский концептуализм Абеляра, таким образом, далеко опередил современников. Все окружавшее в сфере мысли было ниже его.

Абеляр и Элоиза

Могила Пьера Абеляра и его жены Элоизы на кладбище Пер-Лашез

 

Пьер Абеляр родился в 1079 г. в городе Пале, недалеко от Нанта. Рыцарским упражнениям он предпочел философию, которой с детства отдался всей душой. Он слушал, одновременно и Росцеллина, и Гильома Шампо. Еще в молодости Абеляр учил по разным городам. В 1101 г. он открыл свои публичные чтения, а вскоре Абеляр сразился с самим Шампо на публичном философском диспуте и победил его. Наградой была кафедра богословия и философии в Париже. Абеляр имел огромный, неслыханный успех; пять тысяч студентов были у его ног. Все удивлялись его красноречию, новизне мысли, ясности речи, широте взглядов. Многие из учеников Абеляра прославились впоследствии, например папа Целестин II и Арнольд Брешианский, известный еретик, что всегда ставили ему в преступление, забывая, что в то же время он дал церкви девятнадцать кардиналов и пятьдесят епископов. Спокойствие Парижа иногда нарушалось торжественной процессией школяров, сопровождавших по улицам молодого философа Абеляра; его приветствовали восторженные крики студентов и народа.