Для характеристики личности Карла Маркса мы располагаем лишь весьма недостаточным материалом, который к тому же большей частью пристрастен, ибо почти весь принадлежит либо его преданным почитателям, вроде Энгельса, либо противникам. Но то впечатление, которое складывается как из этих воспоминаний, так и от всей его литературной манеры, от всей его духовной личности и жизни, сводится к тому, что это была натура в высшей степени властная и диктаторская. Русский литературовед и мемуарист П. В. Анненков в своих известных воспоминаниях, описывая между прочим встречу с Марксом, характеризует впечатление, полученное от него как от демократического диктатора.

«Маркс, – пишет Анненков, – представлял из себя тип человека, сложенного из энергии воли и несокрушимого убеждения... Все его движения были угловаты, но смелы и самонадеянны; все приемы шли наперекор с принятыми обрядами в людских сношениях, но были горды и как-то презрительны, а резкий голос, звучавший, как металл, шел удивительно к радикальным приговорам над лицами и предметами, которые он произносил. Маркс и не говорил иначе, как такими безапелляционными приговорами, над которыми, впрочем, еще царствовала одна до боли резкая нота, покрывавшая все, что он говорил. Нота выражала твердое убеждение в своем призвании управлять умами, законодательствовать над ними и вести их за собой… Маркс произвел на меня впечатление не только редкого умственного превосходства, но и значительной личности. Если бы он имел столько же сердца сколько ума, столько же любви, сколько ненависти, я бы готов [был] пойти за него в огонь, несмотря на то, что он не только различным образом давал мне чувствовать, но в конце и открыто выразил свое полнейшее ко мне пренебрежение. Он есть единственный и первый между нами, которому я доверил бы право властвовать и не теряться в мелочах при великих событиях. Я сожалею только ради общей нашей цели, что этот человек наряду с выдающимся своим умом не располагает благородным сердцем».

Карл Маркс

Карл Маркс в 1861

 

В этом же роде личные впечатления, вынесенные Треховым и цитированные Георгом Адлером в его книге: они сходятся на характеристике Маркса как диктаторской властной личности. Известен также резкий отрицательный отзыв о Марксе социалиста Герцена в «Былом и думах».

Карл Маркс обладал исключительной способностью подчинять себе. В этом отношении даже Лассаль, который тоже был властной натурой, пасует перед Марксом, по крайней мере, в переписке. В научных, а еще более полемических сочинениях характер его полемики, беспощадный и резкий, производит неприятное впечатление. Вообще, характеру Маркса в высокой степени свойственны рассудочность и сухость. Это прежде всего логический мыслитель-рационалист, у которого логике и целесообразности подчинены все остальные струны души. В отношении к проблеме личности, в особенности чужой личности, Маркс усвоил гегелевский универсализм со всей его односторонностью, с его поглощением индивидуального всеобщим. Он явился как бы живым воплощением этого универсализма как в его психологическом выражении, в непосредственном отношении к людям, так и в социологическом применении.