В древнегреческой философии аскетизму школы киников противостоял гедонизм киренаиков. «Гэдонэ» в переводе с древнегреческого – «наслаждение». Гедонизм – этическое учение, усматривающее высшую ценность в наслаждении. Киренаики видели в наслаждении смысл жизни.

Основателем Киренской школы был Аристипп из города Кирены. Кирена – греческий полис на Североафриканском побережье в Ливии (сейчас там Киренаика). Аристипп был немного моложе основателя школы киников Антисфена. Он родился около 435 г. до Р. Х. и умер около 360 г. до Р. Х. Аристипп учился философии у знаменитого софиста Протагора и Сократа. При казни Сократа Аристипп не присутствовал. Вернувшись в Кирену, он основал там свою философскую школу. Сочинения Аристиппа не сохранились.

Школа киренаиков имела долгую историю. К киренаикам принадлежали дочь Аристиппа Арета, ее сын Аристипп Младший, а также Феодор Киренский, прозванный Атеистом, и Аптипатр. Учеником Антипатра был Эпитимид, а его учеником – Паребат. Ученики Паребата Гегесий и Анникерид творили уже в конце IV – начале III в. до н. э., к ним примыкал по времени еще более поздний киренаик Бион Борисфенский (первая половина 3 в. до н. э.). Гегесий Александрийский преподавал в Александрии в III в. до н. э.

Философ Аристипп Киренский

Философ Аристипп, основатель киренской (гедонической) школы. Изображение Нового времени

 

Сенсуализм киренаиков. Этический гедонизм киренаиков покоился на сенсуалистической теории познания. Аристипп учил, что единственный источник знания – наши ощущения, кроме них человек ничего и не может познать. Но раз эти ощущения – личные, субъективные, то мы не можем быть уверены, что верно воспринимаем сущность и законы мира. Однако объективного бытия мира, природы, создающей ощущения, философия киренаиков не отвергали.

 

Этика киренаиков. Эта теория познания служила прежде всего для обоснования этики киренаиков. Раз мы не ошибаемся лишь относительно ощущений, а о самих предметах, их вызывающих, мы знать ничего не можем – то цель жизни должна состоять в достижении того, что нам наиболее ценно по ощущению. Единственный же критерий ценности ощущения – доставляемое им удовольствие. Следовательно добро – есть наслаждение.

Если Антисфен-киник говорил, что он скорее повесится, чем испытает удовольствие, то Аристипп, наоборот, видел в чувственном наслаждении высшее благо, но оговаривался: удовольствия должны быть разумными, не следует быть их рабом.  Однако киренаики все же сильно тяготели к наслаждениям и стремились сближаться с теми, от кого эти наслаждения зависели. Это подмечено в анекдоте о встрече Аристиппа с киником Диогеном (Аристипп был на тридцать лет старше Диогена). Диоген мыл в ручье какие-то скромные овощи. Аристипп насмешливо сказал Диогену: «Если бы ты умел обходиться, как нужно, с тираном Дионисием, тебе не пришлось бы довольствоваться таким обедом». – «А если бы ты умел довольствоваться таким обедом, – хладнокровно отвечал Диоген, – то тебе не пришлось бы заискивать у Дионисия».

Проповедь гедонизма нередко вела к аморализму, ибо наслаждение оказывалось критерием добра и зла. Впрочем, гедонистическая философия киренаиков легко превращалась из проповеди радости жизни в проповедь смерти. Один из представителей этой школы, Гегесий Александрийский, уже видел недостижимость истинного наслаждения, так как, получая удовольствие, мы должны думать и о его последствиях. Гегесий вошел в историю античной философии как «Пейситанатос» – «Проповедник смерти». После его имевших широкий успех лекций некоторые слушатели тут же кончали самоубийством. Киренаик Феодор-Атеист тоже считал самоубийство самым разумным и мудрым поступком.

 

Атеизм киренаиков. Многие киренаики склонялись к безбожию. Феодор-Атеист «отрицал ходячие суждения о богах». К философии киренской школы был близок и Эвгемер (конец IV – начало III в. до Р. Х.) – автор «Священной истории». Эвгемеризм – особое учение о естественном происхождении религии. Эвгемер считал: боги – не что иное, как обожествленные выдающиеся люди, жившие в далеком прошлом.

 

Судьба учения киренаиков. Гедонистическая философия киренаиков, смягченная и обработанная Анникеридом, постепенно перешла в эпикурейство. Другая ветвь античного гедонизма, увлекшаяся проповедью отрешенности от мира, сблизилась со стоицизмом.