Антисфен, древнегреческий философ V – IV веков до Рождества Христова, являлся основателем знаменитой школы киников – и автором многих мудрых афоризмов, часто цитировавшихся античными писателями. Приводим некоторые из них:

Киник Антисфен

Философ Антисфен, основатель школы киников

 

 

Я предпочел бы безумие наслаждению [Антисфен и прочие киники превыше всего в жизни ставили умение ни в чём не нуждаться, довольствоваться малым и избегать излишеств.]

 

Кто-то восхвалял роскошную жизнь. «Такую бы жизнь детям врагов наших!» – воскликнул Антисфен

 

Сходиться нужно с теми женщинами, которые сами за это будут благодарны

 

На вопрос, какую женщину лучше брать в жены, Антисфен ответил: «Красивая будет общим достоянием, некрасивая – твоим наказанием».

 

Узнав однажды, что Платон дурно откликается о нем, Антисфен сказал: «Это удел царей: делать хорошее и слышать дурное»

 

Кто-то сказал Антисфену: «Тебя многие хвалят». – «Что же, – спросил он, – я сделал дурного?»

 

Сдержанность нужнее тем, кто слышит о себе дурное, нежели тем, в кого бросают камнями

 

Будучи спрошенным, почему он так суров с учениками, Антисфен ответил: «Врачи тоже суровы с больными».

 

Увидев прелюбодея, спасавшегося от погони, Антисфен сказал ему: «Несчастный! От какой опасности мог бы ты избавиться за какой-нибудь обол!» [т. е. наняв за эту мелкую монету проститутку-гетеру]

 

Лучше попасться стервятникам, чем льстецам: те пожирают мертвых, эти – живых

 

Как ржавчина съедает железо, так завистников пожирает их собственный нрав

 

На вопрос, что блаженнее всего для человека, Антисфен сказал: «Умереть счастливым»

 

Государства погибают тогда, когда не могут более отличать хороших людей от дурных

 

Нелепо, отвеивая мякину от хлеба и исключая слабых воинов из войска, не освобождать государство от дурных граждан

 

Братская близость единомыслящих крепче всяких стен

 

Антисфена иногда попрекали, что он водится с дурными людьми. Он сказал на это: «И врачи водятся с больными, но сами не заболевают»

 

На вопрос, что дала ему философия, Антисфен ответил: «Умение беседовать с самим собой»

 

На вопрос, какая наука самая необходимая, Антисфен изрёк: «Наука забывать ненужное»

 

Однажды Антисфен посоветовал афинянам принять постановление: «Считать ослов конями». Когда это сочли нелепостью, он заметил: «А ведь вы простым голосованием делаете из невежественных людей – полководцев»

 

К юноше, который с гордым видом позировал ваятелю, он обратился так: «Скажи, если бы бронза умела говорить, чем бы, по-твоему, стала она похваляться?» – «Красотою», – сказал тот. – «И тебе не стыдно гордиться тем же, что и бездушный истукан?»

 

Юноша, приехавший с Понта, обещал наградить Антисфена, как только прибудет его корабль с соленой рыбой. Антисфен, взяв его с собой и прихватив пустой мешок, отправился к торговке хлебом, набил мешок зерном и пошел прочь; а когда та стала требовать денег, сказал: «Вот этот юноша заплатит, когда придет его корабль с соленой рыбой!»

 

Добродетель проявляется в поступках и не нуждается ни в обилии слов, ни в обилии знаний

 

Справедливого человека цени больше, чем родного

 

В общественной жизни мудрец руководится не общепринятыми законами, а законами добродетели

 

Не пренебрегай врагами: они первыми замечают твои погрешности

 

Разумение – незыблемая твердыня: ее не сокрушить силой и не одолеть изменой. Стены ее должны быть сложены из неопровержимых суждений

 

Когда Антисфен умирал от чахотки, к нему пришел его ученик Диоген и принес с собою кинжал. В разговоре с ним Антисфен воскликнул: «Ах, кто избавит меня от страданий!» Диоген показал ему кинжал и произнес: «Вот кто». – «Я сказал: от страданий, а не от жизни!» – возразил Антисфен.