Биография Аверроэса

(Абу-ль Валид Мухаммед ибн Ахмед ибн Мухаммед Ибн Рошд – из последнего имени путём неправильного произношения (Абен-Рош) получилось ныне распространённое Аверроэс) – наиболее видный и самостоятельный последователь Аристотеля среди арабов, творец рационалистической арабской философии, выдающийся религиозный мыслитель Средневековья. Аверроэс родился в 1126, в Кордове (Испания), умер в Марокко, в 1198. Внук знаменитого юриста Абу ль-Валида Мухаммеда и сын верховного кади (судьи), он рано стал интересоваться наукой, получая образование под руководством таких корифеев своего времени, как богослов Аль-Араби, государственный деятель и мыслитель Ибн Туфайль и врач Ибн Зухр.

Воспитанный в духе амаритского богословия, Аверроэс вскоре увлёкся естествознанием, специализируясь в математике, астрономии и медицине. Рядом с этим шли усиленные занятия мусульманским правом, основанным на Коране и Сунне. После смерти отца Аверроэс стал его преемником в должности верховного судьи в Кордове. В 1182 году Аверроэс занял место лейб-медика при альмохадском халифе Абу Якубе Юсуфе. Это вызвало ропот его многочисленных врагов, обвинявших Аверроэса перед халифом в неверии и потрясении основ мусульманства. Преемник Юсуфа, Мансур, крайний правоверный, сослал Аверроэса в городок Лусену близ Кордовы (1184), но вскоре вновь призвал его в центр государства, Марокко, восстановил его во всех правах и устроил ему блестящее положение. Это был лучший период жизни учёного. Поворот в судьбе Аверроэса объясняется тем влиянием, которое оказали его философские взгляды на современников, особенно на самого халифа, внезапно отрешившегося от правоверного богословия и повернувшего в сторону философии.

Аверроэс

Аверроэс (слева), Арий и Аполлинарий. Фрагмент фрески Филиппино Липпи «Триумф святого Фомы Аквинского над еретиками», 1489-1491

 

Философия Аверроэса

Стоя на почве чистого аристотелизма, преклоняясь перед Аристотелем, как перед божеством, Аверроэс поставил себе целью провести в жизнь принципы философии своего великого учителя. Не зная ни греческого, ни сирийского языков, Аверроэс был лишён возможности прямого знакомства с Аристотелем. Он располагал лишь довольно посредственными переводами и переделками Аристотеля на арабский язык и некоторыми арабскими комментариями. Это не помешало ему всецело проникнуться духом великого наставника и воспринять основы его учения. Восприятие это порой было несколько односторонним. Таково, например, слепое преклонение Аверроэса перед аристотелевской логикой, в которой он усматривал квинтэссенцию всякой мудрости, измеряя степень человеческого счастья исключительно степенью разумности мышления и силой логических способностей людей. Это же преклонение перед холодным разумом заставило Аверроэса стать в ряды решительных противников александрийских неоплатоников, восстать против всякого мистицизма и отдать даже в области религиозно-философской пальму первенства чистому интеллектуализму. Коллизия с господствовавшим в XII веке ортодоксальным мусульманским направлением оказалась неизбежной, и Аверроэс вынес на себе все тяготы тогдашнего положения вещей.

Не преследуя, по-видимому, вначале никаких практических целей, а лишь для углубления собственного образования, он занялся комментированием творений Аристотеля. Со временем у него появилась необходимость в дальнейших толкованиях трудов Стагирита, а уже потом совокупность этих работ вылилась в форме законченного собственного труда. Лишь таким образом объясняется наличие тройного комментария Аверроэса к Аристотелю: 1) «анализов» или «парафраз»; 2) «среднего комментария» и 3) «большого комментария».

Приверженцы мусульманского правоверия – т. н. мутекаллимы – ставили в основе всякого богословия два кардинальных вопроса: сотворённость мироздания и независимое существование свободного, стоящего вне мира Творца. По их мнению, причинность Мироздания отнюдь не обусловливается законами природы. Первопричина всего – Бог, который всё создал и всем руководит. Эти вопросы, естественно, должны были занимать Аверроэса более всех прочих. Основываясь на Аристотеле, он приходит к выводу о вечности материи, которая не поддаётся точному определению и при других условиях могла бы принять иную форму, чем та, в которой она ныне проявляется. Если же вечна материя, то вечно и мироздание, и не может быть речь об акте миросотворения. В связи с этим возникает вопрос о сущности Божества и о характере его воздействия на мир. Философия Аверроэса сравнивает это воздействие с отношением начальника города к его населению. В управлении городом всё исходит от начальника, но это ещё не значит, что начальник является личной причиной возникновения всего в городе. Он действует лишь через своих подчинённых, сохраняя за собой инициативу, давая тон, всё направляя при помощи ряда административных органов, из которых он назначает, то есть создаёт, только ближайшего к себе, но которых фактически много. Таким органом, созданным верховною силой, именуемой Богом, является первая ближайшая к нему интеллигенция, двигатель звёзд, нечто вроде Демиурга. Идея об этой силе у Аверроэса исходит из компромисса между философскими представлениями перипатетиков и александрийских философов. Эта первая интеллигенция, представляя как бы сердце небесного свода, состоящего из ряда последовательных сфер и одушевлённого, действует на низшие интеллигенции дальнейших небесных сфер, которые последовательно зависят друг от друга и подчинены одна другой. Низшая небесная сфера через свою интеллигенцию воздействует на нашу планету со всем, на ней находящимся и живущим. Эта иерархическая система ведёт к тому, что высшая интеллигенция знаёт всё, касающееся низшей, а самой верховной известно решительно всё в мире. Так устанавливается единство интеллигенций и вместе с тем единство мирового духа, мирового интеллекта, отождествляемого Аверроэсом с Богом, вернее – с его эманацией.

 

Психология Аверроэса

Основывая на данных третьей книги аристотелевского трактата «О душе», Аверроэс приходит к выводу, что следует различать между активной и пассивной душой, между действующим и воспринимающим интеллектом. Первый существует вне и помимо человека и свободен от какой бы то ни было органической связи с материей. Второй является свойством каждого отдельного индивидуума. Стремление к соединению их обоих в индивидууме ведёт, с одной стороны, к учению о связи (иттисаль) человека, с природой, а с другой, к установлению единства индивидуального интеллекта с общемировым (или божественным) интеллектом – и наконец, к отрицанию личного бессмертия. После смерти тела доля проявлявшегося в нём при жизни активного интеллекта возвращается к своему первоисточнику, чтобы впоследствии либо слиться с ним, либо частично проявиться в новой связи с пассивным интеллектом другого индивидуума.

 

Этика Аверроэса

Отрицание миросотворения из ничего и индивидуального бессмертия составили краеугольный камень спекулятивного рационализма Аверроэса, приведшего его к столкновению с мутекаллимами. Натуралистический пантеизм Аверроэса, основанный исключительно на преклонении перед силой логического мышления, исключал тем самым почти всякую моральную систему. Вопреки мутекаллимам, Аверроэс отрицал, чтобы Божество стремилось к добру или ненавидело зло, и тем более отвергал наличность какого бы то ни было предопределения, как несогласного с достоинством Бога и несправедливого при зависимости пассивного интеллекта человека от материи его тела. Коллизия Аверроэса с представителями правоверия была неизбежна. Полагая, что религия как моральная система нужна для невежественной, тёмной массы, Аверроэс проповедовал необходимость чистой философии как системы знания для высших умов, для людей науки, мыслителей. Ему принадлежит учение «О двух истинах» (двойственной истине), абсолютной и относительной – учения, сыгравшего столь видную роль в христианской схоластике и нашедшего таких адептов как Альберт Великий и Фома Аквинский. В связи с этим находится и отрицание необходимости аллегорического толкования Святого Писания, так как область веры глубоко разнится от сферы разума, и обе навсегда останутся непримиримыми врагами.

 

Сочинения Аверроэса

Кроме комментариев к Аристотелю Аверроэс оставил три самостоятельных философских труда: 1) «О методах доказательства принципов религии», 2) Собрание небольших трактатов по философии и богословию и 3) «Опровержение опровержения» (иногда переводится как «Непоследовательность непоследовательности») – ответ на книгу Газали «Опровержение философов» (иногда переводится как «Непоследовательность философов»). Все труды Аверроэса были рано переведены на древнееврейский и латинский языки и оказали большое влияние, с одной стороны, на Маймонида, с другой – на христианских схоластиков, вооружив против Аверроэса Фому Аквинского, Альберта Великого и Пьетро Помпонацци, но создав целую школу аверроистов (Роджер Бэкон, Дунс Скот, Уолтер Беркли, Михаил Скот). Аверроэс оставил ещё ряд мелких трактатов («О материальном интеллекте», «Об отдельном человеческом интеллекте», «О наследственном праве») и компендий «Куллийят» («Система») по терапии, получивший впоследствии искажённое латинское название «Коллигет».

 

Влияние философии Аверроэса

Влияние Аверроэса на схоластику христиан и на развитие религиозной философии, особенно у евреев в Средние века, было огромно. Борьба между аверроистами и анти-аверроистами, приняв ожесточённый характер, потребовала даже вмешательства папской власти (Льва X). В XVI веке, с падением аристотелизма, аверроизм постепенно утрачивает былое значение и превращается из чистой философии в астрологические фантазии. Занимавшемуся астрономией Аверроэсу приписывались исследования над солнечными пятнами и обработка Птолемеева «Альмагеста» («Syntaxis mathematica»). Переводов сочинений Аверроэса на латинский и древнееврейский язык в одной Венеции было выпущено до пятидесяти.