Авиценна (испорченное от Ибн Сина, полное имя Абу Али аль-Хусейн Ибн Абдаллах Ибн Сина) – известный мусульманский философ и врач. Он родился в 980 году близ Бухары, умер в 1037, во время похода на Хамадан. По преданию, десяти лет от роду Авиценна знал наизусть Коран и ряд комментариев к нему. Уже на восемнадцатом году жизни Ибн Сина славился в Бухаре как выдающийся врач (он был учеником христианина Исы ибн Яхьи). Он объездил Туркестан и Персию, всюду читая лекции по медицине и философии и выступая как практикующий врач. В Хамадане Авиценна вылечил правителя Шамса ад-Даулу и в награду за это был назначен визирём. Придворные интриги при преемнике Шамса заставили Ибн Сину сложить это звание и бежать в Исфахан. Будучи обвинён в государственной измене, он попал к Абу Джафару, противнику хамаданского властелина, и вместе с ним совершил ряд походов на Хамадан. Лишения, надорванное усиленными научными трудами и разными излишествами здоровье, нравственные страдания, причинённые Авиценне правоверными улемами (законоведами), которые считали его учение о Боге и душе еретическим, преждевременно свели учёного в могилу.

Авиценна (Ибн Сина)

Авиценна (Ибн Сина). Портрет на серебряной вазе

Автор фото

 

Ещё будучи визирём в Хамадане, Ибн Сина окончил первую часть своего знаменитого сочинения «Канон врачебной науки», в основу которого были положены взгляды античного медика Галена. В XII веке слава Авиценны как автора этой медицинской энциклопедии, была очень велика. К тому времени относится первый латинский перевод «Канона». В 1493 этот труд впервые появился в печати на латинском языке в Венеции. Арабский текст вышел в 1593 году в Риме. Позже «Канон» издавался неоднократно в довольно посредственных переводах на латинском и древнееврейском языках. В главнейших книгохранилищах Европы существует множество его рукописей. «Канон» – одно из руководящих медицинских сочинений всего средневековья. Многие другие медицинские сочинения Авиценны доселе сохраняются в рукописях. Они часто комментировались мусульманскими, еврейскими и христианскими врачами. Число этих исследований Авиценны – в прозе и стихах – доходит до 12. Они посвящены преимущественно вопросам гигиены и диететики.

Ещё значительнее была слава Ибн Сины как богослова и философа. Число сочинений его по вопросам логики, метафизики и психологии превышало 60. Большая часть их утрачена, многие лишь ждут издания. Деист-спиритуалист, ученик неоплатоников и Аристотеля, Авиценна не дал самостоятельной философской системы. Он интересовался отвлечёнными вопросами лишь постольку, поскольку этого требовали течения мусульманской религиозной мысли. Утрата его главнейших сочинений, с которыми приходится знакомиться только из вторых рук, через переводчиков или плохих комментаторов, не позволяет набросать точную картину главнейших этапов философской жизни Авиценны. Однако в «Китаб аш-шифа», из которого сохранилось извлечение «Китаб ан-наджат», напечатанное в приложении к римскому изданию «Канона» (1593), можно найти некоторые точки опоры для воспроизведения философского учения Ибн Сины.

Сначала им устанавливаются три категории науки – высшая, средняя и низшая, которым соответствуют метафизика, математика и физика. Метафизика учит, что всё существующее распадается на две группы: а) необходимое и б) возможное. Первое место в группе необходимого занимает абсолютно необходимое, которому во второй соответствует абсолютно возможное. Абсолютно необходимым является первопричина всего существующего, самый Абсолют или Бог. Он – начало всего, он – всё, он – вечен. «Просто необходимое» – следствие, проистекающее из первопричины, так называемое, «возможное само по себе», то есть мысль. Эта мысль принимает в философии Авиценны форму первой интеллигенции (Мировой Души), тождественной по существу с мыслителем – Абсолютом, но вместе с тем представляющей как бы нечто отдельное от него, исходящее от него. Эта первая эманация служит началом длинной цепи дальнейших эманаций, конец которой – в нашем мироздании, вернее, в нашей планете, со всем на ней находящимся, одухотворённым мировой душой. Сама материя, на которую действует цепь эманаций, вечна, но не абсолютно, потому что первопричина, будучи единой, может вызвать только нечто единое и единичное, а именно – первое движение своей мысли.

Установив, таким образом, согласно Аристотелю, вечность Творца и вечность мира, Авиценна подвергает детальному анализу сущность человеческой души. Она – не что иное, как одна из трёх разновидностей, в которых проявляется Мировая Душа, сила, исходящая из Абсолюта, возвращающая и возвращающаяся к нему. В сфере материального мира она проявляется в наиболее высоком своём виде в форме души человеческой. Низшими её ступенями являются, последовательно, душа животная и душа растительная. Первая категория душ (человеческих) заключает в себе также все свойства душ второго и третьего разрядов. В конце концов души низшего порядка, переходя в высший разряд, возвращаются к своему первоисточнику, к первой эманации (Мировой Душе), чтобы затем слиться с нею и через неё – с Абсолютом.

Связь философии Ибн Сины с неоплатонизмом, отчасти даже и с маздеизмом, довольно ясна. Наличность в ней мистического элемента легко установима. Если принять во внимание прозрачность изложения и лёгкость языка Авиценны, то станет понятным его огромное влияние на читателей. Мусульманство усмотрело в учении Авиценны ересь и предало его проклятию. Не так отнеслись к нему средневековые еврейские мыслители (особенно мистик-каббалист Албалаг). При посредстве их переводов и комментариев Ибн Сина стал хорошо известен и христианскому миру, преимущественно в эпоху Возрождения. Следы его влияния заметны у Данте.

Арабская литература отмечает целых десять сочинений Авиценны по астрономии, естественным наукам, алхимии. Все эти произведения сохранились в неполном рукописном виде в Британском музее и других библиотеках. Прославленный химик Бертело признаёт за Ибн Синой огромные заслуги в области алхимии, находя, что его работы проливают свет на ряд явлений чисто химических и пополняют немало пробелов в истории органической химии.