Христианство застало Русь и наших предков на низкой степени умственного и нравственного развития. Как младенец лежал славянин-язычник на лоне природы и не мог оторваться от её груди, от её власти. Все его верования ограничивались грубым обожанием сил и явлений видимого мира. Мифология его была бедна и не развита. Под влиянием язычества почти не были установлены у славян и первые условия общественного быта. Князь почти не соединен был с подданными властью; существовал обычай кровной мести; одним словом, не сложился еще определенный характер жизни. Находясь в первой поре духовного развития, русский человек ничего не мог противопоставить сильного, зрелого новой, возвышенной религии: его чувственное оружие было так слабо в сравнении с этой непобедимой духовной силой, что он сдался после краткой борьбы.

Вера христианская, согласная с мирным характером русского народа, была быстро принята и сделала поворот в умственной и нравственной его жизни. Но не один истинный свет богопознания и богопочитания она внесла в темную жизнь наших предков; принятая на народном языке, бесконечно превышающая все современные ей начала народной жизни, вера Христова сделалась главным началом, одушевляющим все отрасли жизни русского человека. Она принесла с собой другой, лучший гражданский быт, отличный от быта языческого, и отвечала стремлению наших предков к определению порядка и устройству внутреннего быта. Старые гражданские отношения потеряли свое значение и отдельно взятые не имели уже самостоятельной опоры, но вера православная, не подавляя народности, дала старым началам новый смысл и силу. Вместе с верою перешли на Русь из Византии гражданские и общественные законы и стали мало-помалу проникать в состав государства. Церковь русская имела сильное и решительное влияние на преобразование всего строя гражданской жизни и сообщала внутреннюю силу государству. Далеко развитое, во всех даже частных отношениях, христианство принесло готовые правила на все частные случаи, прямые ответы на все запросы, прежде их возникновения и ощущения, и постепенно стало проводить их в глубину частного и семейного быта. Таким образом, вера Христова подчинила своему влиянию и водительству всякое духовное развитие русского человека, лишившегося слабой опоры язычества, своим освящением дала силу всем стихиям народной жизни и сделалась основою народного взгляда и характера».

Относительно принятия христианства надо заметить то важное обстоятельство, что наши предки слушали христианскую проповедь и богослужение на славянском (болгарском) языке, вполне понятном для них, так как славянскими апостолами, св. братьями Кириллом и Мефодием, еще в половине IX в. была составлена славянская азбука и переведены на славянский язык богослужебные книги. Кроме того христианство пришло к нам из Византии, где духовенство было подчинено светской власти, вот почему и наше духовенство не только подчинялось княжеской власти, но даже способствовало её возвышению, смотря на князей с византийской точки зрения, как на неограниченных владык; оно давало ей религиозное освящение в глазах народа, так, например, посажение князя на стол (вступление на престол) происходило в главном городском храме и сопровождалось благословением и молитвами духовенства. Таким образом, в русской истории мы не встретим борьбы светской власти с духовною, которая происходила во всех западноевропейских католических государствах. Мирное распространение христианства на Руси, за исключением Новгорода, при поддержке светской власти также не походило на насильственные меры католического духовенства в деле проповеди.

Крещение князя Владимира

Крещение князя Владимира. Фреска В. Васнецова. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве, 1885-1893

 

После принятия христианства князь Владимир, по словам летописи, сделался набожным и ласковым и всю свою деятельность посвятил устройству русской земли и благосостоянию народа. Он отражал печенегов, которые при нем часто нападали на русскую землю, усмирял разбойников, распространял христианство, строил города и церкви; о делах он советовался с епископами и велел священникам обучать грамоте русских детей; для народа и дружины устраивал пиры и раздавал бедным щедрую милостыню.