Потемкин-Таврический, Григорий Александрович

князь, знаменитый фаворит Екатерины II, родился, как кажется, в 1739 г. (есть известия, указывающие на 1736 и 1742 гг.) в селе Чижове, близ Смоленска, сын небогатого отставного майора, Александра Васильевича Потемкина. После смерти отца (в 1746 г.) мать Григория Потёмкина, Дарья Васильевна, урожденная Скуратова, сделавшаяся впоследствии статс-дамой, переселилась с сыном в Москву под покровительство родственника, президента камер-коллегии, Григория Матвеевича Козловского. Здесь в Немецкой слободе, в учебном заведении Литкела, Потемкин, вместе с сыном Козловского, получил тогдашнее среднее образование. Любимыми предметами будущего временщика были поэзия, философия, богословие и языки греческий и латинский. Особенное влияние на его развитие имел в это время иеродиакон греческого монастыря Дорофей. Образование скорее поощряло, чем обуздывало, развитие бредней в голове пылкого юноши и в то же время не давало твердой почвы для знакомства с миром реального. В московском университете Потемкин получил золотую медаль; отсюда в 1757 г. он был отправлен в Петербург в числе 12 лучших университетских воспитанников, представленных императрице Елизавете; университет он кончил тем, что был исключен «за нехождение».

Портрет Потемкина

Портрет Г. А. Потемкина-Таврического

 

Тогда Потемкин решил посвятить, себя военной карьере и с помощью 500 рублей, данных ему на дорогу архиепископом крутицким и можайским Амвросием и никогда затем не возвращенных кредитору, добрался до Петербурга, где во время переворота 26 июня 1762 года. что-то вместе с Хитрово направлял «благоразумно, смело и деятельно» и получил очень хорошую материальную награду. С этого момента Григорий Александрович Потемкин довольно быстро двинулся вперед на пути к возвышению; от скромной должности помощника синодского обер-прокурора (в 1763 г.) скоро шагнул к камергерству и в 1769 г., участвуя в турецкой войне, получил чин генерал-майора. В 1774 г. Потемкин – в Петербурге; о нем все говорят; он не сходит с языка самой Екатерины, которая то и дело пишет о нем барону Гримму. На Потемкина, теперь уже генерал-адъютанта и подполковника Преображенского полка, щедро сыплются всякого рода почести, подарки и разнообразные знаки внимания императрицы.

Подчеркивая военные подвиги и верность к ней Потемкина, императрица, в пору первых лет возвышения последнего, увлекается всего более тем, что он забавен. Но Потемкин был забавен, очевидно, не как шут и льстивый прихлебатель; в его темпераменте было что-то такое, что заставляло уважать его среди смехотворных выходок: он был слишком смел. Григорий Потемкин, забавляя, стал первым после Екатерины в государстве, но, став этим первым, не раз заставлял императрицу заливаться слезами и тем все же не пошатнул своего положения. Нужен был, несомненно, большой ум, такт и что-нибудь очень выдающееся, чтобы в продолжение многих лет не потерять доброжелательности императрицы, которая превосходила Потемкина умом и силой воли. Быть может, такт Потемкина заключался прежде всего в том, что он ни на минуту не забывал, что императрица, сделавшая его первым в государстве, может быстро низвести его на степень последнего и, сообразно с этою постоянною мыслью, согласовал свое поведение. Потемкин был всем обязан Екатерине, которую изучил отлично; Екатерина не раз писала, что она без Потемкина, «как без рук», и что с его смертью «вся тяжесть правления лежит на мне одной». В 1774 г. Григорий Александрович Потемкин был уже генерал-аншефом, вице-президентом военной коллегии и кавалером ордена Андрея Первозванного; в 1775 г. возведен в графское достоинство, а в 1776 г. по просьбе императрицы пожалован от германского императора княжеским достоинством Священной Римской Империи.

Конец 1770-х и начало 1780-х годов заняты у князя Потемкина устройством Новороссии, генерал-губернатором которой он назывался еще за год до уничтожения им в 1775 г. Запорожской Сечи. В этой недавно присоединённой к России области были основаны города Екатеринослав, Николаев, Херсон, В 1787 г. совершилось знаменитое путешествие Екатерины на юг, так поразившее ее встреченным ею оживлением дотоле пустынных мест.

В 1783 Григорий Потемкин сыграл одну из главных ролей в деле присоединения к России Крыма. За это Екатерина II и пожаловала его титулом Таврический (от древнего названия Крымского полуострова – Таврида).

В последовавшей затем турецкой войне 1787-1791 Потемкин был назначен главнокомандующим; он обнаружил в начале её поразительную нерешительность и упадок духа. До окончания этой войны Потемкин рискнул уехать в Петербург, где прожил в бездействии около трех месяцев, пока по настоянию императрицы не выехал обратно 24 июля 1791 г. Ему более не суждено было увидать Петербурга: 5 октября 1791 г. Потемкин умер в поле в 43 верстах от Ясс, направляясь в Николаев. Императрица была огорчена невыразимо.

Григорий Потемкин был хорош собою, здоров, умен, находчив, смел, страшно богат и своенравен, честолюбив, расточителен, суеверен и сластолюбив. Это – один из любопытнейших придворных типов XVIII столетия, необыкновенный «человек случая», историческая суть которого закрыта густою вуалью анекдота, на который был так щедр XVIII век. Это – говорит проф. А. Г. Брикнер – баловень счастья, более авантюрист, чем патриот, более царедворец, чем государственный человек, более азартный игрок, чем герой. Его пороки объясняются в значительной доли недостатками тогдашнего государственного и общественного строя.

Русско-турецкая война 1787-1791. Штурм Очакова

Русско-турецкая война 1787-1791. Штурм Очакова войсками Потемкина, 1788. Картина Я. Суходольского, 1853

 

Однако деятельность Потемкина была далеко не бесполезной. Историк Руниг, перечисляя её результаты – уничтожение Запорожской Сечи, построение Херсона и Николаева, покорение Крыма, учреждение черноморского флота, взятие Очакова и завоевание той области, где потом была основана Одесса, замечает: «Все это не ложные памятники дивной прозорливости великой Екатерины II и её сотрудника. Память о князе Потемкине-Таврическом не должна быть в России забвенною».

См. книгу профессора А. Г. Брикнера «Потемкин», где сделан обзор литературы о Потемкине; в дополнение к ней укажем на популярный биографический очерк, написанный В. Огарковым (СПб, 1892) в серии Ф. Ф. Павленкова «Жизнь замечательных людей».