если вам нужны подробные сведения по этой теме, прочтите статью Князь Всеволод Большое Гнездо из книги «Становление Руси» выдающегося дореволюционного историка Д. Иловайского

Всеволод (Дмитрий) Юрьевич, по прозвищу Большое Гнездо,сын великого князя Юрия Владимировича Долгорукого, родился в 1154 году. После смерти Юрия, старший сын его, Андрей (Боголюбский), желая властвовать один в Суздальской области, выгнал оттуда своих братьев, Мстислава, Василька и Михаила, из которых двое первых, со вдовствующей своей родительницей, мачехой Андрея, уехали в Царьград (Константинополь), взяв с собою меньшего брата, восьмилетнего Всеволода. Неизвестно точно, когда он возвратился из Константинополя; но в 1169 году мы уже видим Всеволода под знаменами брата Андрея, в грозном ополчении, которое суздальский князь два раза посылал в Киев для изгнания Ростиславичей.

После убийства Андрея Боголюбского (1174), суздальцы избрали наследниками ему его племянников, Ярополка и Ростислава Ростиславичей, находившихся тогда в Чернигове. Это повело к продолжительным ссорам и междоусобиям. Наконец братья Андрея, Михаил и Всеволод, восторжествовали. Ростиславичи бежали, и в 1175 г. вся суздальская область покорилась Юрьевичам. Но Михаил, пришедший во Владимир в болезненном уже состоянии, умер в том же, 1175 году. Тогда владимирцы присягнули Всеволоду, а ростовцы призвали племянника его Мстислава.

Икона Всеволода Большое Гнездо

Принадлежавшая Всеволоду Большое Гнездо икона с изображением его святого покровителя - Дмитрия Солунского

 

Таким образом, опять возникло междоусобие. Мстислав, разбитый Всеволодом (1176), ушел к зятю своему Глебу Рязанскому и уговорил его вступиться за себя. Но оба они были разбиты Всеволодом на реке Колокше (1177) и попали в плен. После смерти Глеба, сыновья его признали Всеволода своим покровителем, однако на него восстал Святослав Всеволодович Черниговский, желавший добиться первенства между всеми русскими князьями. Он вступил в Суздальскую область, соединился с новгородцами, враждебными Всеволоду, опустошил берега Волги, и пошел к Переяславлю. Всеволод стоял за 46 верст от этого города, в укрепленном самой природой стане – между крутобережной Оленой, ущельями и горами. Неприятели, не смея напасть друг на друга, простояли тут до весны. Наконец Святослав отступил, и вскоре потом (1182) помирился с Всеволодом, скрепив согласие брачными союзами.

Внутреннее междоусобие прекратилось: начались войны внешние. Всеволод с завистью смотрел на цветущую художествами и торговлей Волжскую Болгарию и звал других князей содействовать в её завоевании. Война с неверными казалась тогда во всяком случае справедливой. Многие князья прислали к нему или сами привели полки. С этим ополчением Всеволод Большое Гнездо поплыл Волгой до границ позднейшей Казанской губернии, потом оставил ладьи близ устья Цывили, пошел далее сухим путем, и осадил болгарский великий город,но, лишившись в битве любимого своего племянника, Изяслава Глебовича, в десятый день осады заключил мир с болгарами, и возвратился во Владимир (1182). В 1186 году, Всеволод посылал опять войско на этот народ, и его воеводы возвратились оттуда с добычей и пленниками.

После кончины Святослава Всеволодовича Черниговского, которого суздальский великий князь уважал, как старшего, крепкий духом и войском Всеволод стал повелевать всеми другими князьями, не дозволяя им делать ничего без своего согласия, хотя Ольговичи, властвовавшие в Чернигове, выходили иногда из послушания. Не имея опасных соперников внутри России, Всеволод Большое Гнездо старался утвердить безопасность своих границ. Половцы за деньги служили ему, но в то же время беспокоили его южные владения, особенно область Рязани. Сильным ополчением он устрашил варваров, ходил в глубину степей; везде жег зимовья их, и половецкие ханы от берегов Дона с ужасом бежали к Черному морю.

Для спокойного владычества, Всеволоду оставалось только покорить древнюю столицу Рюриковичей – Новгород, чего напрасно домогался брат его, Андрей Боголюбский. Последний хотел силой принудить новгородцев к послушанию; но Всеволод хитростью довел их до того, что они сами прислали к нему просить себе в князья одного из его сыновей. Всеволод дал им сына, Святослава, еще младенца, окружив его опытными боярами, а потом, когда Новгород был разорен Ольговичами и союзными с ними половцами, отправил туда старшего сына, Константина, славившегося уже мудростью и великодушием.

Дмитриевский собор во Владимире

Дмитриевский собор во Владимире

Автор изображения – Alex Zelenko

 

Таким образом, Всеволод Большое Гнездо спокойно господствовал на севере. Отряды его войска тревожили болгар; князья рязанские сторожили половцев, а новгородцы – Литву. Тем временем в Южной России смятения не только не переставали, но возрастали более и более. Половцы, пользуясь этим, грабили всюду. Бедный народ, стеная, просил помощи у великого князя Всеволода. Наконец Всеволод ополчился. «Южная Русь – тоже мое отечество», – сказал он, и выступил к Москве, где ожидал его Константин с новгородской ратью. На берегу Оки с ним соединились князья муромские и рязанские. Но вместо того, чтобы двинуться к Киеву, великий князь, поверив доносам на князей Рязанских в измене и тайных связях с Ольговичами черниговскими, приказал отправить их во Владимир в оковах, а сам силой овладел их княжеством. Потом, утвердив за новгородцами в знак благодарности прежние нрава и вольности, Всеволод снова отправил для княжения над ними Святослава, а другого сына, Ярослава, послал в Рязань, Недовольные рязанцы восстали. Всеволод двинулся на них с сильным войском, велел всем жителям с детьми выйти из города, и сжег его, а рязанцев расселил по отдаленным местам своего княжения. Той же участи подвергся и Белгород Рязанский. Спасшиеся от неволи, два рязанских князя, Изяслав Владимирович и Михаил Всеволодович, мстили Всеволоду опустошением московских окрестностей. Сын его, Юрий, разбил их наголову, однако они еще держались на берегах реки Иры. Но великий князь, вытеснив их и оттуда, помирился с черниговскими Ольговичами, и скрепил этот мир брачным союзом своего сына, Юрия, с дочерью Всеволода Святославича Черного Киевского (1210).

Отозвав своего сына Константина из Новгорода, Всеволод Большое Гнездо назначил ему в удел Ростов, а потом объявил его своим наследником, с тем однако, чтобы он уступил Ростовскую область брату Юрию. Но Константин не послушался, желая наследовать великое княжение целиком. Раздраженный отец созвал бояр и духовенство, и объявил наследником второго своего сына, Юрия, положив этим решением начало многим бедствиям для Владимира и Руси.

15-го апреля 1212 года, Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, прокняжив 37 лет, спокойно и тихо преставился на 58 году жизни, оплакиваемый всем народом. Он правил счастливо, благоразумно, и строго наблюдал правосудие, поэтому летописи и называют его великим.

В долговременное правление Всеволода Большое Гнездо Константинополь был завоеван крестоносцами Четвёртого похода (1204). Другие крестоносцы – Ливонские рыцари – сделались опасными для северо-западной России.